«Великие и одновременно простые духовные истины нельзя изучить интеллектуально. Потому что если мы используем интеллект, голову — мы используем себя фрагментарно. А в понимании этих знаний требуются не только наши мозги, но и всё тело. Только так мы можем чему-то научиться. Используя всё тело, используя все знания, используя все эмоции — тотально«.

Эта цитата Мастера как раз и объясняет моё желание применить принципы Айкидо в телесно-ориентированной терапии.

Многие книги, написанные по применению тактики Айкидо в современной жизни, учат, как правильно вести себя в конфликте. Однако это не решает главного, не открывает первопричины, а именно не обнаруживает конфликта с самим собой. Ведь все конфликты во вне — есть проекция внутреннего психологического конфликта.

Известно, что мы не можем увидеть реальность во всём её объёме из-за наших внутренних фильтров. Как формируются эти фильтры, тоже давно известно. Начиная с внутриутробного развития, родов, раннего детства. Это наши реакции на стресс, наш индивидуальный способ реагировать на угрожающую ситуацию, наш способ выживать. Эти реакции закрепляются, формируя охраняющие нас страхи. Следующий способ формирования фильтров — это ограничивающие убеждения нашей семьи и ближайшего окружения (мир опасный, в нашей семье всегда трудно с деньгами, кругом одни предатели, трудно найти работу, и она всегда неинтересная, и т.д.). По мере нашего взросления, к появлению фильтров подключается социум, навязывая стереотипы мышления и поведения (что модно, что полезно, что престижно). Помимо реальных страхов (на меня несётся автомобиль) возникают всевозможные переносы и проекций старых ситуаций, например, в детстве меня укусила собака, и я теперь всех собак опасаюсь и обхожу 10-ой дорогой, или в юности была несчастная любовь, и человек избегает близких контактов, хотя и люди уже другие, и он изменился.

Портрет биоробота готов. Обычный человек — это набор приобретённых программ. На каждую ситуацию есть готовый сценарий реагирования. Поэтому с древних веков Мастера говорят о необходимости развивать осознанность.

Первое, что рекомендовал мой Мастер — это наблюдение. Для начала наблюдать за своим дыханием. Это то, что всегда с нами, это начало для понимания себя. Постепенно формируется привычка наблюдать за собой, за реакциями своего тела, а это шаг к деавтоматизации. По способу дыхания телесно-ориентированный терапевт может многое сказать о человеке. Например, человек глубоко и свободно вдыхает, а выдыхает прерывисто, «зажато». Можно предположить, что он внимателен к окружающему миру, чувствителен, но с тем, чтобы выразить свои мысли, мнения, проявить себя в этом мире, у него возникают сложности. И, наоборот, если вдох поверхностный, а выдох свободный, то, скорее всего, у человека нет проблем с самовыражением, но с восприятием и принятием мира возникают проблемы. Дыханию в Айкидо уделяется большое внимание. Мы принимаем атаку на вдохе и заканчиваем приём, расстаёмся с партнёром на выдохе. При этом наблюдаем, чтоб дыхание было свободное и глубокое. Мы учимся принимать все проявления жизни в их многообразии, проводить с ними какое-то время и свободно отпускать их. Таковы и результаты терапии.

Психологи часто советуют быть в контакте со своими чувствами, но нас так упорно «учили» не чувствовать («что ты ревёшь, как девчонка, мужики не чувствуют боли, или ты же девочка, должна всем улыбаться и быть приветливой«), что достичь этого состояния очень сложно. Например, обида: один даёт сдачи, другой прячется и в углу лелеет свою обиду, третий бежит за помощью, четвёртый замирает и т.д. Реакция пошла по заданному сценарию, когда тут подумать: «А на что я обиделся, что я чувствую, где у меня в теле отозвалось?». В лучшем случае идёт запоздалая оценка: «А что это было?». Айкидо даёт возможность работать и с душой, и с телом, и с разумом. А это и есть телесно-ориентированная психология. В обычной жизни реакция на стресс — напряжение, а в Айкидо мы учимся расслабляться, не ставить блоки, как в других единоборствах, не встречать ответным ударом, а уходить с линии атаки, оценивая намерения нападающего (скорость, дистанцию, силу, инерцию), потом мы соединяемся с его движением и в конце начинаем вести сами. Эти же принципы используются в НЛП. Установление связи, подстройка и ведение. Но этому никак нельзя научиться путём напряжения всех мышц. Вот тут и наступает «сатори» (озарение), когда ты впервые не бросаешься на амбразуру, защищая свои призрачные амбиции, а спокойно уступаешь дорогу стихии, соединяешься с нею и показываешь ей безопасное направление. Нет никакой победы над кем-то или чем-то, но только над своими ограничениями. Вот так и можно работать над осознанием своих чувств, своего тела и, в конечном счёте, над принятием себя. Да, поначалу все адепты Айкидо чувствуют себя деревянными, тупыми, некоординированными (невзирая на былые занятия другими видами спорта или танцами), и надо принять себя таким неумёхой в начале пути, чтобы потом открыть в себе Мастера. Ведь мы с радостью принимаем себя в своих достижениях, но надо принять себя во всех наших проявлениях. Мы — вселенная, и каждый — это другая вселенная со всеми его или её достоинствами и недостатками. Да, собственно, и нет никаких достоинств и недостатков. Это наши фильтры навешивают ярлыки и нашёптывают: это хорошо, а это плохо. Ведь обычный человек живёт в мире противоположностей. Работе с дуальностями тоже поможет техника Айкидо. Для нас нападающий не агрессор, враг, а ученик, которого мы учим Любви и Гармонии. Он к нам пришёл — это факт, а плохой он или хороший — это наша интерпретация. Так и все жизненные ситуации мы трактуем сквозь наши фильтры (ограничения).

Вспоминаю притчу о китайском крестьянине, у которого убежала лошадь, и сосед сокрушается:

— Бедный, ты, несчастный, как ты будешь пахать?

На следующий день убежавшая лошадь приводит табун диких лошадей. Опять сосед причитает:

— Как тебе повезло, ты теперь такой богатый.

На следующий день сын крестьянина садится на необъезженного скакуна и ломает ногу.

— Бедный твой сын, он теперь может остаться калекой и тебе не поможет.

Крестьянин на всё спокойно отвечает: «Может быть». На следующий день приходят забирать в армию, а сына не взяли из-за сломанной ноги. И т.д.

Не всё однозначно в жизни, и поэтому хорошо бы научиться принимать события на уровне факта. Это не хорошо или плохо, это просто есть.

Тогда и появляется настоящая свобода, когда уходит этап оценки. Я решаю, обидеться мне или нет. Человека нельзя обидеть, он сам принимает решение посчитать себя обиженным. Тогда и появляется свобода отреагировать не как рефлексирующая лягушка, а как адекватно, соответственно своим истинным желаниям и потребностям. Тут и можно увидеть себя настоящего, без масок, которые порой намертво прирастают к человеку. Тогда-то и можно понять, а что же Я хочу на самом деле! Не моя семья, не мои наставники и руководители, не мои друзья, а я сам. Это и есть встреча с самим собой!

Для гармоничного существования человек должен понять, как действует его тело, научиться жить в соответствии со своей естественной конституцией и способностями. Каждый паттерн (модель) движения самым полным образом отражает специфику и состояние нервной системы человека. Каждое, даже самое высокоинтеллектуальное действие, включает мышечную деятельность (смотрение, говорение, слушание). В результате повышения осознанности собственных движений и осознанного их многократного повторения появляется возможность трансформации двигательных моделей поведения в сторону увеличения их эффективности с параллельным устранением мышечных блоков и зажимов. А, по теории основателей «телесно-ориентированной психологии», тогда она называлась биоэнергетикой, мышечные блоки формируются, как сдерживание тех или иных проявлений, и, как следствие, сдерживание определённых чувств и эмоций. Например, ребёнку не позволяли плакать, и кричать, и вообще проявлять отрицательные эмоции. Так формируется горловой блок и грудной. Потом возникают проблемы с выражением своих чувств, с доверием к миру, проблемы с общением. Часто сопутствует соматика в виде проблем с глотанием, прокашливанием, ощущение «кома в горле». Айкидо работает с этим путём наблюдения за своим дыханием, постепенно углубляя его. Путём переноса внимания на центр тяжести, заземляя человека, давая ему ощущение центрированности, целостности, самодостаточности, уверенности в своих силах. Передвижения в Айкидо — лучшие упражнения на «заземление». Пружинящие колени позволяют развить свободу в перемещениях. Свободные, подвижные колени — это гибкость в оценках и принятии решений, свобода перестраиваться, меняться, выбирать. Концентрация на области гедан (ниже пупка) помогает почувствовать свою укоренённость, устойчивость (как физически, так и психологически). А взаимодействие с партнёром приводит к раскрепощению грудного отдела, более свободному движению рук, а значит, и более свободной коммуникации с внешним миром, свободному проявлению своих чувств.

Так же хорошо Айкидо работает с проблемой сверхконтроля. Из-за сформировавшихся у нас страхов мы, чтобы обеспечить себе максимальную безопасность, начинаем контролировать всех и вся, тратя очень много внутренней энергии на решение воображаемых проблем. Это ведёт только к излишней нервозности и потере силы. Так как мы всё контролировать не сможем, это иллюзия контроля. Выполняя приём, ты смиряешься с тем, что от тебя не зависит — ни скорость, ни сила атаки, а если ты к тому же новичок, то тебя подводит и твоё собственное тело, ноги идут не туда (мой коллега часто удивлённо спрашивал Мастера: «Почему моя нога там стоит?»), движение рук никак не согласуется с движением корпуса и ногами. Так ты начинаешь работать со своей гиперценностью (не от тебя здесь всё зависит). И постепенно появляется свобода присоединиться к чужому движению, продолжить его, не ломая его траекторию, и потом, когда инерция будет заканчиваться (не раньше и не позже), направить партнёра в нужную тебе точку. Это искусство Мастера Айкидо, это искусство понимания своего тела, движения своего партнёра, гармонизации пространства между вами. Это помогает убрать излишнее напряжение в теле, перестать бороться со всем миром, принять себя таким, какой ты есть, и, наконец, начать наслаждаться жизнью!

Добавить комментарий