— Тень, знай своё место!
 — Я не понимаю!
 — Тихо! Все эти дни я рылся в старинных книга, о людях, потерявших свою тень. И вот, наконец, в одном трактате я вычитал следующее: если хозяин тени крикнет ей: «Тень! Знай своё место!», то она снова станет просто тенью.
Е. Шварц.

15 аркан Дьявол, один из самых сильных, глубоких и неоднозначных Архетипов таро, уводит нас в теневое поле. Согласно юнгианской аналитической психологии, этот аркан и есть воплощённая Тень, то есть совокупность самых негативных и отвергаемых качеств. На проявления этих качеств сам человек наложил табу. Но это табу, как правило, не работает; и Тень периодически будет «рваться на свободу».

«Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе, и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции». К. Юнг.

В юниганской психологии утверждается, что этот Архетип является ключевым для познания своей истинной природы, а хотя бы частичная интеграция Тени делает личность более целостной.

15 Аркан притягивает и отталкивает — одновременно.

Сложный и неоднозначный в трактовке. Почему? На самом деле, в аркане два Архетипа. Первый — это знакомая отвратительная козлоногая фигура, а за ней маячит тенью другой образ, древнего языческого бога. Они разные по сути, но неплохо уживаются в поле 15 аркана.

Падший Ангел

Кто таков первый? Христианский образ падшего ангела Люцифера, умнейшего и амбициознейшего создания Бога. По Библии, он был одним из первых созданных ангелов. Имя его означало «сын утренней зари», и дана ему была большая власть.

Гордыня и жажда бОльшей власти побудила его бросить вызов Богу и поднять мятеж, увлекая прелестными посулами треть ангелов. И эта тема ясно звучит в смысловом поле 15 аркана: клевета и лживость, гордыня и предательство, прелесть в том самом, скверном значении этого слова, которое имеет в виду христианство: духовная прелесть (от ст.-слав. прльсть — обман, обольщение).

«От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор».

Итак, произошло низвержение Люцифера. Некогда прекрасный внешне ангел обезображен, лишён славы и отправлен на девятый круг Ада, то есть в персональный ледяной ад для предателей. Именно там его встречают в «Божественной Комедии» путешественники по преисподней, Данте и Вергилий.

В самом центре преисподней — ледяное озеро Коцит. Здесь вечно страдают вмороженные в лёд отступники и предатели, и главный из них Иуда, предавший Христа.(Гюстав Доре. Гравюры к «Божественной Комедии». Люцифер).

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой… буду подобен Всевышнему!» Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней».

По сей день в Ватикане, в сердце христианского мира, работает музей Люцифера, который будоражит воображение посетителей, ужасает и восхищает своими экспонатами и историей.

(Музей Люцифера в Ватикане.)

Первый Архетип 15 аркана кратко выражается в двух словах «Хищное Эго» и несёт в себе ледяной холод гордыни. Гордыня, как известно, это качество, присущее именно «человекам». В животном мире понятия гордыни не существует. И в дальнейшем это важно для понимания различий между двумя архетипами 15 аркана.

По смысловой глубине этот библейский миф раскрывает нам нарушение одного из основных законов системных расстановок, закона иерархии. Что вполне закономерно, так как метод системных расстановок привёл в большую практику Берт Хеллингер, богослов и представитель идеологии христианства.

Когда Солнце было Богом

Есть и другая тема, звучащая в поле 15 аркана, о которой говорит Юнг: базовые животные инстинкты, которые не вписываются в рамки социума, особенно викторианской эпохи. А именно в викторианской среде, с её пуританской моралью, и зарождались ростки психоанализа. Телесность и животная жажда жизни отвергалась социальными нормами той эпохи.

Христианство выполнило свою миссию: поднять человека с животного уровня к духовному. И жёстко подавило «низовые животные энергии» запретами и аскетизмом. Отрыв от низов и корней состоялся.

Юнг считал Тень тем архетипом, что перешёл человеку от животного мира, сохранившись в коллективном бессознательном, как будто в своеобразном «заархивированном пакете документов-инструкций», что передаётся из поколение в поколение.

И здесь лежит проход ко второму Архетипу 15 аркана. Языческий Рогатый Бог, буйвол-вожак в стае. Альфа-самец несёт здоровую агрессию и жадность плоти, которая хочет жить.

В смысловом поле этого архетипа больше всего звучат темы секса, животного «вкуса жизни»; денег, как проявления материи в человеческом социуме.

Торжествует природная горячая мужская энергия. Это один из образов правителей мира в те времена, когда «Солнце было Богом». Рогатый Бог не ангел-предатель, а тот Император, что владеет своим государством и хранит мир в нём.

Время его ушло. История цивилизации такова, что старые боги не умирают, но превращаются в демонов. Такая участь постигла и Кернунноса, Рогатого бога, Короля-Оленя. В древнеевропейской мифологии он был «хозяином лесов и зверей», владыкой дикой природы. И его Тень также стоит за образом 15 аркана.

То, о чём мы в себе не знаем, управляет нами больше, чем то, что мы в себе знаем. Когда жёстко подавляются базовые потребности и инстинкты, то Эго несёт опасность сжатой пружины либо мины замедленного действия. Когда всё же находится место исключённому, то это делает нас сильнее.

«Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена. Постоянно будет возможность её внезапного прорыва в неподходящий момент».

К. Юнг.

Добавить комментарий