Одним из самых интересных и неоднозначных образов сказочных героев является образ Бабы-Яги. Современные сказки показывают её как злодейку и отрицательный персонаж, однако этот образ не так прост. Предлагаю вам рассмотреть Бабу-Ягу с незнакомой для вас стороны и узнать её новые роли в знакомых вам сказках.

Начнём со смысла, заложенного в слове «Баба-Яга». Слово «баба» сегодня является просторечным и вульгарным обращением к женщине, но ещё в первой половине 20 века «бабой» нейтрально называли любую замужнюю женщину. А если мы посмотрим ещё дальше в исторические корни происхождения слова «баба», то можно обнаружить, что:

  • в тюркском языке слово «баба» обозначало ритуальный объект — идол, каменное или деревянное изображение божества или духа. Такие идолы в древние времена устанавливали в степи;
  • гунны — кочевники степи, так же ставили каменных баб в степях и на границах леса и степи Великой-Европейской (Русской) равнины задолго до возникновения славян. Вспомните, что в сказках Баба-Яга живёт в избушке на границе леса;
  • у шумеров была богиня, которую звали Баба (или Бау) — дочь верховного бога неба Ану, одного из старейших и наиболее почитаемых шумерских богов. К сожалению, изображения этой богини до нас не дошли. Баба была обычной локальной (для шумерского города-государства Лагаш) богиней-матерью с культом плодородия, которая была парной мужскому богу-отцу Нингирсу. Их супружеский союз праздновали каждый год;
  • в Древнем Египте существовало очень важное божество, имеющее один корень с «бабой», а именно Бабуин — дух, стоящий на границе живых и мёртвых миров.

Изучая происхождение слова «Яга», можно узнать, что:

  • У малых народов Сибири «Яга-Яг» значит «первая, одинокая» или «река, несущая в потусторонний мир».
  • Яга — от слова Яша. Яша — ящур-прародитель, хранительница рода и традиций — заботливая, но очень строгая и требовательная Берегиня.
  • «Яга» так же созвучно со словом «йога». На санскрите слово йога имеет такие значения, как: «упряжка», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз». И здесь прослеживается связь с кочевниками и гунами: упряжка для лошадей, как и сами лошади, имеет жизненно важную роль для кочевников. А значение «союз», «единение» можно трактовать как связь между миром мёртвых и живых.

История происхождения самого персонажа Бабы-Яги доподлинно неизвестна. Но существует предание о прекрасной юной Богине с каре-зелёными глазами и мягкими длинными русыми косами — в сказании её зовут Йогиня, Йогиня-Матушка, так же её называли Йогой Златой Ногой. Всем она была хороша — и красива, и добра необычайно. И была у неё особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Земле то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне. Собирая беспризорных детей-сирот, Йогиня доставляла их в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия гор. В предгорном Скиту Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц.

Таким образом, можно сказать, что образ Бабы-Яги — это трансформация древнейшего образа Матери-Богини. Эта Богиня повелевает как судьбами потустороннего мира, так и судьбами людей. Но образ Богини меняется с развитием человечества: из Йогини-Матушки Богиня превратилась в демоническое существо, злодейку сказок и охотницу за детьми. Как пример трансформации, вспомните, что в сказке «Гуси-Лебеди» Баба-Яга приказывает гусям воровать детей, выступая таким образом негативным персонажем.

Но давайте рассмотрим роль Бабы-Яги с точки зрения психологии современных сказок, а именно: помощь Бабы-Яги при прохождении испытаний главных героев на пути их инициации, то есть жизненного перехода героя на новую ступень развития.

Здесь следует добавить, что психологический анализ сказок показывает наличие определённых (нескольких) однотипных сюжетных линий для всех существующих сказок, хотя содержание самих сказок и даже география их появления многообразны. Например, в сказке «Финист-ясный сокол» мы видим «стандартное» развитие сюжета: главная героиня, девушка Марьюшка, полюбила доброго молодца Финиста и, чтобы обрести любимого, вынуждена пройти испытания. Очень многие сюжеты знакомых нам сказок и мифов строятся именно по такой структуре: герой (юная девушка или молодец) влюбляется, но для обретения своего счастья он или она проходит ряд испытаний. В конце испытаний героя ждёт награда — встреча с любимым (любимой) и «пир на весь мир». С точки зрения психологического анализа, прохождение испытаний есть этап инициации, то есть перехода из юности во взрослую жизнь. Проходя испытания в сказках, молодая девушка превращается в женщину, ведь встреча с любимым и последующая свадьба (которая в сказках не всегда показана, но подразумевается, например, таким словами как: «и жили они долго и счастливо»), есть этап вступления во взрослую (половую) жизнь.

Говоря об общей структуре сказок, выделяют так же стандартные роли персонажей сказок. И кроме героев и злодеев в сказках присутствуют Дарители и Помощники, положительные персонажи, которые помогают героям на их пути инициации. Именно роль Дарителя и Помощника выполняет Баба-Яга в сказке «Финист-ясный сокол»:

«Вышла Марьюшка на полянку, а на полянке избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа, каждый череп огнём горит.

Говорит Марьюшка:

— Избушку, избушка, встань к лесу задом, а ко мне передом.

Повернулась избушка к лесу задом, а к Марьюшке передом. Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба-Яга-костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама чёрная, а во рту один клык торчит. Увидела Баба-Яга Марьюшку, зашумела:

— Тьфу, тьфу, русским духом пахнет! Красная девушка, дело пытаешь, аль дело лытаешь?

— Ищу, бабушка, Финиста-ясна сокола.

— Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретёнце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая.

— Спасибо тебе, бабушка!

— Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретёнце покупать — не продавай, а просись Финиста-ясна сокола повидать…«.

Положительные примеры помощи Бабы-Яги можно найти и в других сказках. Например, в сказке «Царевна-лягушка», где Баба-яга помогает Ивану-Царевичу спасти свою возлюбленную Василису Премудрую и победить Кощея Бессмертного. Или в сказке «Василиса Прекрасная», где Баба-Яга даёт Василисе огонь как награду за выполнение всех поручений и прохождение испытаний.

Если рассматривать Бабу-Ягу как помощника при прохождении юношеско-взрослых инициаций, то можно проследить связь с Матушкой-Йогиней: помощь детям-сиротам и обряд их посвящения в Жрецы являются такими же этапами инициации, как взросление главных героев в сказках.

В статье рассмотрено историческое появление Бабы-Яги и только одна её роль в сказках. Но, безусловно, у этого персонажа есть ещё и другие роли в сказках (например, роль повелительницы сил природы и животного мира), а также атрибутика Бабы-Яги с тайными смыслами: её жильё — избушка на курьих ножках, её облик — непривычно большой нос, и так далее. Цель статьи — показать один из скрытых смыслов роли Бабы-Яги в психологии сказок и рассказать о проявлении такого поистине чудесного персонажа.

Добавить комментарий