Однажды ученик спросил мастера:
 — Что мне делать? Я собирался медитировать на берегу озера, но меня донимали комары.
Мастер ответил:
 — Если ты медитируешь, то какие тут комары? А если просто сидишь, то зачем комаров кормить?

Поговорим немного о медитации. Столь очевидная и широко распространённая практика на деле вызывает много вопросов. Сразу хочется отметить, что на санскрите такого слова нет, это слово имеет латинское происхождение. Это может показаться довольно странным, потому как медитация является неотъемлемой частью йоги. Попробуем в этом разобраться.

Открываем интернет, и на нас вываливается целая куча разнообразных техник медитации. Не знаю, как у вас, но меня это как-то настораживает. Создаётся впечатление, что под медитацией каждый понимает что-то своё. И различие состоит не только в самих методиках, но и в поставленных целях. Одни утверждают, что медитация способствует духовному и физическому оздоровлению, снятию эмоционального напряжения, другие — подъёму Кундалини, самые смелые — открытию третьего глаза. Также различаются не только цели, но и сами техники медитации. Какое положение следует принять, в каком месте лучше медитировать, какую музыку или какую мантру следует применить. Мне это напоминает ситуацию, когда человек, ни разу не державший в руках топор, требует подробнейший инструкцию о том, как колоть дрова. Но пока ты не попробовал расколоть ни одного полена, все эти советы будут загружать лишь наш ум. Но, очевидно, что топор-то мы держим руками. Возможно, поэтому и в Сутра Патанджали, и в иных древних трактатах определение медитации отсутствует.

Мне кажется нелепым утверждать, что упражнения с топором преследуют своей целью укрепление мышц рук и спины. Это скорее побочный, или сопутствующий эффект, или как в иных интернет-магазинах встречается такая фраза — с этим товаром часто покупают. То есть я смею утверждать, что цель медитации заключается в самом процессе медитации. Как и цель махания топором заключается лишь в заготовке дров. Иных целей там нет. Не следует плодить лишние сущности. Вспомним старину Оккама.

Ещё хотелось бы обратить внимание на такое частое утверждение, что медитация есть процесс остановки мыслительной деятельности. Внутреннего диалога. С таким же успехом можно поставить себе цель по остановке деятельности любого вашего внутреннего процесса или органа. Например, попробовать остановить работу сердца. Ментальный диалог просто сам гаснет, при медитации это просто случается, это не есть цель. А точнее сказать, он лишь уходит из зоны вашего внимания. А очень эффективно погасить ментальную деятельность в голове может, к примеру, гильотина. Но это, видимо, не наш путь?

При изучение древних источников становится очевидным две вещи. Во-первых (Йога Сутра 1.17), Медитация должна порождать Новое Знание. Знание, которого до этого у человека не было. Я имею в виду именно Знание, то есть практический новый опыт, а не информацию о нём. И это Знание меняет эмоциональное и духовное состояние человека и расширяет его восприятие. Навсегда, а не лишь во время медитации. Это цель. Всё остальное как-то успокоить нервы, наладить здоровье, просто успокоиться, являются «сопутствующим товаром». К сожалению, большинство техник делают акцент именно на этом.

Ни о каких специальных поз, не о том, куда девать руки, закрывать ли глаза, искать ли тихое место… ничего не говорится. Из этого можно предположить, что медитация есть не специальные упражнения, а некоторое внутреннее состояние, не имеющие никакого отношения к положению вашего тела в окружающей вас реальности. То есть вопрос не в том, как и где вы сидите. А в том, на что направлено ваше Осознание. Куда направлен вектор вашего намерения?

Рассмотрим внимательнее, что говорит йога о нашем уме? В отличии от «западных» определений, которые делают основной акцент лишь на нашу мыслительную деятельность, Йога рассматривает 4 аспекта нашего сознания.

Первый — это Будхи. Это всё то, что мы называем интеллектом. Процессом логических построений, использованием слов и абстрактных понятий. Это математика, наука, религия и философия. Это наши технологии. Это круто! Но тут следует понять одну тонкость. Всё это является процессом выживания, не более того. Наше сознание изначально же настроено на познание. Процесс выживания — это лишь инструментарий, необходимое условие, но не цель! Поэтому, как это не покажется странным, область Будхи, то есть нашего интеллекта, в Йоге практически не рассматривается! И выстраивание любых ментальных конструкций, то есть от ума, какими бы они не казались логичными и безупречными, собственно, к самой Йоге и в нашем случае к Медитации отношения не имеют.

Следующий аспект, который и стремиться понять и осознать Йога, является Аханкара. Это отождествленность себя с некими внешними формами, ментальными конструкциями, идеями. То есть с тем, что даже часто н возможно потрогать или увидеть. В этом процессе люди теряют себя и становятся рабами своей отождествленности. И вся деятельность ума также становится зависимой от этой ментальной ловушки. Это именно ловушка, потому как мы более не стремимся к процессу познания, как такового. Мы стремимся к некой модели шаблонов, идей, которые показывают нам лишь одно, как это можно использовать? Не познавать, а именно использовать. И возвращают нас в процесс выживания, но не познания. Всё это очень логично и красиво скрывается в покровах Майи. Цель же медитации — вскрыть и отбросить эти покровы. Все техники Пранаямы имеют лишь одну цель — выйти из Пранамайи коши, то есть покрова, скрывающего от нас истинный процесс жизни. Но это отдельный разговор.

Не стану говорить о следующем третьем аспекте, а перейдём к четвёртому, собственно, к цели Йоги. И цели медитации как неотъемлемой её части.

Это Читта — чистый разум. Истинное Ваше Я. Не окрашенное в Аханкару, то есть растождествленное с любым социальным шаблоном. И не имеющего никакой памяти. То есть состояние — Здесь и сейчас. Каждый когда-то попадал в это состояние. Когда Мир вокруг схлопывается, все чувства обостряются, впечатления полностью захватывают ваше внимание. Это моменты глубоких эмоциональных переживаний, моменты духовного откровения, когда есть только вы и ваше восприятие. В нём нет мыслей, но нет и лжи. В религиях всего Мира это сравнивается с состоянием оргазма. В древней Японии этот момент красиво называли — «Время облаков и дождя». Это время, когда человек встречался с Богами. По этой причине все религии несут в себе сексуальную символику. Кстати, в той же Японии есть прекрасная медитация. Вы просто смотрите, «как растут камни». Понятно, что где, как и какие камни, тут, в общем-то, и не рассматривается. Подумайте об этом.

К сожалению, только лишь говорить об этом, вне практики самой медитации, не имеет большого смысла. Мы опять впадём в очередную ловушку нашего интеллекта, и вся теория сведётся лишь к некой ментальной спекуляции, но не изменит вас, не даст новое Знание о себе. Хотя может на время самого процесса погрузить в некие состояния и принести терапевтический эффект. Я не против всевозможный техник, я лишь за вдумчивое и объективное к ним отношение.

То есть смею заметить, что медитация всегда ведёт к некому новому познанию в себе, к поиску ответа, вопрос на который у вас даже не возникал. И цель не может быть изначальна быть выражена в словах или иных логических конструкциях. Медитация всегда вне плана Будхи, за гранью Аханкары, в месте, где нет никаких комаров.

Добавить комментарий