Перевести это слово можно, как исцеление архетипами.

Архетип же — это некая вечная идея, принцип, энергетика, направленность мысли, чувства и действия, объединённые в целостный образ. Понятие сложное и многомерное, но здесь я беру его в первом приближении и описываю только практическую часть. Пишу мануал к архетипам. Для тех, прежде всего, кто соблазнился прийти на благотворительную или равноценную консультацию, но не понимает, что с ним будет. Может быть всякое. Но архетипические работы я люблю нежно и горячо. Вероятность велика.

Итак, Архетип. Вечный характерный образ.

Образ этот может быть обобщающим и безликим (пример: Архетип Героя, Архетип Матери, Архетип мудрого Старца) — или персонифицированным в определённой культуре, мифологии, Традиции (пример: Афродита, Богоматерь, Шива, Сатурн).

Архетипы — это вечные принципы, и, в зависимости от своего места в символической иерархии, они могут расшифровываться как совокупность человеческих проявлений в том или ином архетипическом сюжете — контексте.

Примеры архетипического сюжета: рождение (Миф о Вишну и Золотом Яйце), предательство (Христос и Иуда), одержимость молодостью и бессмертием (пусть будет Рапунцель, ведь большинство фильмов или мультфильмов строятся, интуитивно или осознанно, именно на узловых точках архетипических сюжетов) или битва с врагом (Геркулес и Гидра, Георгий Победоносец и Змий, Иван-Царевич и Змей Горыныч).

Каждый человек, проходя через «вечную историю», получает опыт хоть и уникальный, но родственный совершенно любому человеку на планете, вне зависимости от уровня образования, менталитета и вероисповедания. И опыт этот отражён в культурном, фольклорном и мифологическом наследии разных народов.

Но архетипы бывают и другого порядка — космогонического.

Тогда они символизируют собой некие глобальные принципы, законы и энергетические структуры.

Сразу пример на «потрогать и ощутить».

Представьте две ситуации.

Первая. Весна. Ранние тёплые деньки. Вы за городом. Видите перед собой первую прогалину оттаявшей земли: рыхлую, чёрную, влажную и, похоже, уже прогретую? Радость переполняет ваше сердце, хочется смеяться, ликовать. Перезимовали! И вы, повинуясь порыву, торопливо, решительно снимаете обувь и встаёте на Землю босыми ногами, приветствуя Её. Да, в этот момент Она кажется вам живой, чуткой, доброй… Её мощь, плодородие, микродвижения спящих корней будоражат тело и сознание. Невидимая, свежая, Живая сила входит в тело и будит его, от пяточек и выше, по ногам, через живот, к груди и макушке…

Второй эпизод. Вы не дома. С вами случилось что-то тяжёлое и крайне неприятное, если не сказать болезненное. С чем-то или с кем-то в жизни пришлось попрощаться. С верой, с дружбой, с надеждами. Рухнул некий мир. Вечер. Зимняя прохлада. Кутаясь в куртку, пряча руки в карманы, не спеша идёте по тёмной дороге. Сворачивая в нужном направлении, вы поднимаете глаза и видите потрясающей красоты звёздное небо. Мерцающее серебро из глубины Вселенной. Золотинки, изумрудинки, тонкие игольчатые светила накрывают планету молчаливым безмятежным куполом. Это зрелище очаровывает вас, и, несмотря на прохладу, вы внимаете звёздному Небу и россыпи Млечного пути ещё продолжительное время.

Непостижимым образом, горести уже не кажутся таким уж шокирующими и глобальными.

Итак, энергетика Земли и Неба в греческой мифологии персонифицирована в именах Геи и Урана.

И, в зависимости от запроса, в архетипотерапии с ними, и с другими образами надчеловеческого порядка тоже может происходить взаимодействие.

Взаимодействие это ни в коем случае не несёт религиозного смысла.

Культурное наследие разных народов в архетипотерапии воспринимается как хранилище знаний, подсказок, символически описанных наставлений о том, как устроен человек и общество. Как развиваются событийные сценарии при подключении тех или иных архетипических фигур. Перед какими выборами стоит любой человек, оказавшись в том же сюжете.

Архетипотерапия использует тот же принцип, которым руководствуются в любом искусстве, в ритуалах и в играх разного масштаба: в свадьбах, в постановке спектаклей, в ролевых играх, в косплее и даже в таком серьёзном заведении, как суд. Ведь, чтобы вжиться в роль беспристрастного вершителя Закона, Судья надевает чёрную мантию и использует традиционную атрибутику: трибуну, молоток. В большинстве судов есть и статуэтка слепой Фемиды с весами в руках…

Так, разбирая непростую жизненную ситуацию, в которой слишком много личных пристрастий, противоречий, чувств, причём у каждого — своя правота, ведущий может предложить сопровождаемому мысленно «поговорить», а иногда и вжиться в образ слепой и беспристрастной Фемиды, и посмотреть на происходящее её глазами.

Это — игра воображения, «перезагрузка» сознания, смещение смысловых акцентов и подчёркивание Принципа, которым, возможно, следует руководствоваться в подобной ситуации.

В таком воображаемом пересмотре жизни с новой позиции происходит очень интересная работа. Просмотр возникающих ассоциативных образов и тут же — их расшифровка, затем переход к новым Образам, что рождаются в процессе, будто снятся наяву.

Таким образом, проработка проживается сразу в двух реальностях. В реальности живого, фантазийного, воображающего Правого полушария, и в оцифрованной, структурированной, сформулированной словесно — Левого. Опыт получается и эмоциональный, и волнующий. И дающий пищу для ума. Целостный.

Ведущий в таком процессе — не наставник, не «знающий «, не приверженец того или иного психологического подхода. А свидетель, слушатель, сновидец процесса. Который, вживаясь в ситуацию, анализируя её конфликт, мотивы участников, их вероятные скрытые устремления и страхи — и одновременно будучи исследователем мифологических сюжетов по долгу службы — предлагает поработать с тем или иным принципом. С тем или иным Образом. Сюжетом. Именем.

Шива, как принцип разрушения отжившего.

Шакти, как космический принцип творения.

Локи как создатель, а значит, и разоблачитель иллюзий и обманов. Да простят меня Боги за столь безграмотное толкование их могуществ!

Богоматерь как пример нечеловеческого смирения и деятельной, сострадательной любви.

Образы обладают вековой харизмой, они — высшая степень развития того или иного ресурса. В прикладном смысле, они — огни, светочи, вдохновение к развитию.

А саму работу воображения, осмысления, преображения вершит тот, кто пришёл за переменами.

В объёмных запросах можно сообразно происходящему усложнять и вображаемые фигуры. Получаются новеллы и эпические сказания.

И я обожаю соучастие в таких вот сказках больше, чем походы в кино.

Добавить комментарий