Духовное развитие. В этот термин часто вкладывается различный, порой взаимоисключающий смысл. Широко известны религиозная, эзотерическая, культурологическая и прочие трактовки. С точки зрения христианства и мусульманства, духовность — это ежесекундная забота о своём посмертном существовании, когда человек живёт не мирскими интересами, а постоянно думает: «Что бы ещё такое сделать для спасения души?» Это и есть духовность, с точки зрения этих религий. В буддизме и других восточных религиях духовностью считается практика медитации, йоги и другие практики, которые так и называются — «духовные практики». Считается, что чем больше времени человек тратит на эти практики, тем он духовнее. Эзотерики исходят из теории реинкарнации и кармы, поэтому духовность, в их понимании, это работа по улучшению собственной кармы.

Как конкретно с ней работать, это уже не ко мне, а к ним, но общий принцип понимания духовности в эзотерике — понятен. Довольно распространённой является культурологическая теория духовности. Духовный человек — это тот, кто много читает, желательно, не что попало, а Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого и Достоевского, слушает музыку Баха, Бетховена, Чайковского и Моцарта, любит созерцать картины Рафаэля, Тициана, Репина и Сурикова, посещает выставки, музеи, театры, библиотеки и т.п. Очень часто духовность смешивается с нравственностью. Введите в поисковик — духовное совершенствование, почти все материалы будут относиться к духовно-нравственному совершенствованию, причём когда вы заглянете дальше, то про духовность как таковую почти ничего не найдёте, в основном, всё про нравственность. Нравственность, конечно, дело хорошее, но, на мой взгляд, она имеет отношение к социальному развитию личности (см. статью автора «Что такое социальное развитие личности, и как оно должно выглядеть на практике»), а к духовному и всем прочим, только в той степени, в которой они все взаимосвязаны между собой в единое целое. Поэтому — развитие нравственности, хождение по театрам и музеям, чтение книг и т.п., сами по себе вещи, конечно, хорошие, но, на мой взгляд, они не имеют прямого отношения к развитию духовности. Я трактую духовное развитие, в первую очередь как развитие творческих способностей, как развитие активности и креативности, в противовес пассивности и рутинности. Духовный человек — это человек творческий (креативный) и активный (с активной жизненной позицией), бездуховный человек — это человек не творческий (рутинный) и пассивный (подробнее см. книгу «Биосоциодуховная сущность человека» и др. книги автора).

Составляющие духовного развития:

  • развитие креативности (творческих задатков);
  • развитие преобразовательной активности, стремление изменить самого себя (трансерфинг личности) и окружающий мир.

Наверное многие из нас слышали такую установку: «Господи, помоги мне исправить, то что я могу исправить. Господи, помоги мне принять, то что я не могу исправить. И, Господи, помоги мне отличить первое от второго!». На мой взгляд, эта установка подходит не только верующим, но и атеистам. Так вот, неустанная деятельность по исправлению того, что можно исправить и в себе, и в окружающем мире, это и есть духовность в моём понимании, а пассивность, бездеятельность, рутинность в этом смысле могут быть названы бездуховностью.

Специалисты выделяют шесть форм творчества: научное, художественное, политическое, производственно-техническое, бытовое, личностное. Разумеется, не каждому дано заняться научным, художественным или политическим творчеством (хотя политическое творчество, это не только эпохальные реформы, в духе Петра I, но любая общественно-политическая деятельность, поэтому, кто хочет, может попробовать себя в общественных организациях, политических партиях, волонтёрском движении и т.п.), но я советую начать с самого сложного и одновременно самого простого творчества — по созданию и развитию собственной личности. Выпишите на один листок качества, которые вы хотели бы видеть у себя, причём разделите их ещё на две части: качества, которые у вас уже есть, но вы хотели бы их развить, усилить, и качества, которых у вас ещё нет, но вы хотели бы видеть их у себя, а на другой листок качества, которые у вас есть, но от которых вы хотели бы избавиться. А затем постоянно (специальные упражнения есть и здесь, но они, в принципе, не обязательны, гораздо важнее научиться постоянно контролировать каждый свой шаг, постоянно жить с мыслью о своём собственном саморазвитии) работайте в выбранном направлении — захотелось нагрубить — сдержался, захотелось не отжиматься — отжался, захотелось пивка — не купил (иногда пивка — можно, но особенно в начале работы над собой, подобные самоограничения здорово способствует тренировке и воли, и духа) и т.д. Старайтесь ежедневно что-то менять и в самом себе, и в окружающем мире. Это и будет духовное развитие, в том смысле, который я вкладываю в это слово.

Продумайте и составьте чёткий план: как вы будете развивать и усиливать качества с первого листка, что конкретно для этого вы будете делать, и как вы будете развивать (напомню, что слово развитие может пониматься и в прогрессивном, и в регрессивном смысле, в первом случае мы понимали его в прогрессивном, а в данном случае — в регрессивном смысле) качества со второго листка, что вы будете делать, чтобы избавиться от них. Не отступайте от намеченного плана, проявляйте мужество, упорство и терпение в достижении поставленных целей, и тогда, примерно через 5 лет упорной работы над собой, вы станете высокодуховной, высокоразвитой личностью, способной решать стоящие перед вами проблемы самостоятельно!

Добавить комментарий