В постоянно изменяющихся условиях стремление к развитию личности, как гармоничной, становится всё более актуальным. Важной задачей развития личности является стремление к интеграции противопоставляемых качеств в самом себе, принятие их, а также осознание себя как ценности. Автором предложены рекомендации на примере психологического упражнения, как одного из вариантов коррекции отношения к противопоставляемым качествам своей личности и возможности их интеграции.

Ключевые слова: личность, гармоничная личность, чувство ценности, самоценность, собственная значимость.

Личность является центром внутреннего мира и главным регулятором взаимоотношений с внешним миром. Исследователи личности интересуются индивидуальными различиями, а также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой [1]. В настоящее время существует необходимость решать проблемы, связанные со становлением и проявлением человека как личности, интерес к этому возрастает. Значение приобретают социальные, психологические, физиологические, моральные аспекты процесса формирования личности, которая способна к инновационному мышлению, самореализации и собственному анализу. Благополучное взаимодействие перечисленных аспектов с большей вероятностью может характеризовать личность, как развивающуюся гармонично. В постоянно изменяющихся условиях, активном процессе развития технологий, вызовах, брошенных реалиями, стремление к развитию себя, как гармоничной личности, становится всё более актуальным.

Психологи, философы, исследователи так и не пришли к единому определению гармоничной личности. Французский психолог А. Бине видел гармонично развитую личность в сочетании трёх главных систем, формирующих жизнь — ума, характера и здоровья. Известный американский психолог Мэй Ролло утверждает, что для воспитания гармонично развитой личности нужно сформировать душевную целостность, и чем более развита душевная целостность, тем личность является наиболее здоровой. К.Г. Юнг выразил мнение о том, что добрый человек — гармоничный человек, а значит, совершенный, духовно развитый [2]. О.И. Мотков определил понятие гармоничной личности, как личности, с оптимально интегрированной внутренней динамической структурой, с оптимальной согласованностью с внешним миром и с оптимально протекающей жизнедеятельностью [3]. Доктор психологических наук Е.Ю. Коржова убеждена, что личности особую гармонию её сторон, целостность, придаёт постоянство сознательных усилий в следовании нравственному идеалу [4, с. 116]. В. Франкл основополагающими качествами гармоничной личности называл духовность, свободу и ответственность. Духовность отражает нравственную сторону жизни, формируя качества личности, направленные на благо других. Свобода представляет собой независимость по отношению к влечениям, наследственности и социальной среде. Помимо того, что человек ответственен за поиск и осуществление смысла и реализацию ценностей, он несёт ответственность за наслаждение и ценность, влечение и смысл перед совестью и Богом. На наш взгляд, каждое из приведённых понятий дополняет друг друга, и объединяет все эти понятия главное — согласованность между составляющими личности, сбалансированное и направленное их развитие.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном и духовном облике личности, его происхождении и строении как о синтезе сложных структур. Развитие личности — нелёгкий и довольно длительный процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы постоянно взаимодействуют. По сути, развитие идёт от динамического и неустойчивого ко все более устойчивому. Можно предположить, что развитие идёт от разрозненных свойств к более сложным интегральным образованиям или структурам, что обеспечивает относительную независимость поведения от внешних воздействий [5, с. 43]. В самом общем виде «развитие личности» есть становление особой формы целостности. Иначе говоря, развиваясь как личность, человек формирует и развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед самим собой. По мнению Б.Ф. Ломова, развитие личности обеспечивается двумя процессами:

  1. процесс социализации — личность все более полно включается в систему общественных отношений, её связи с обществом углубляются, расширяются, благодаря чему она овладевает общественным опытом;
  2. процесс индивидуализации — вместе с получаемым опытом, личность становится все более самостоятельной, относительно автономной.

Таким образом, один из признаков состоит в том, что у каждой личности формируется её собственный, уникальный образ жизни и собственный внутренний мир [6, с. 232].

Известно, что любая целостная форма жизни стремится к устойчивому существованию, гармоничному развитию, сохраняющему стабильность и согласованность составляющих личности в любых ситуациях и при любой динамике воздействующих на неё сил. Но не одинаковы условия формирования гармонично развитой личности. Более того, попытки достигнуть всестороннего развития, понятого как пропорциональное раскрытие всех сторон личности без особой заботы об удовлетворении занимающих главенствующую позицию стремлений и способностей, порождают внутренние конфликты.

Вследствие отрицательных инновационных трансформаций общества наблюдается кризис личности, который проявляется, в том числе, и в торможении процесса её идентификации в процессе социализации и осознании самоценности. Это провоцирует внутриличностные конфликты, которые в свою очередь, препятствуют полноценной жизнедеятельности. Таким образом, нарушается согласованность составляющих личности. Процессы современного мира для социализации требуют гибкости, умения ориентироваться в мире рыночных отношений, качественной подготовки и стойкости к постоянно меняющимся условиям. Становление и развитие самоценности у личности во многом зависит от её задатков и склонностей, которые будут реализовываться в социуме.

Самоценность или ценность иногда путают с понятием самооценки. В современной психологии изучение самооценки вводится в рамки более широкой конструкции, называемой Я-концепцией [7]. Р. Бёрнс приводит обобщённое определение Я-концепции и описание её структуры: «Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя» [7, с. 30]. Самоценность реализуется в динамическом развитии личности на протяжении всей жизни. И в какой-то степени на развитие самоценности влияет социум. Психологическое содержание понятия «самоценность» обусловлено существованием философской и общепсихологической проблемы «Я» и напрямую связанных с ней феноменов сознания и самосознания личности. Осознавая себя, личность выделяет себя в процессе деятельности. Выделяя, противопоставляет себя всему другому и таким образом осознает свои цели, потребности, ценности, становится доступным понимание себя как ценности и значимости для окружающих. Осознав отдельность себя ото всех, независимое от окружения значение самого себя приводит к возникновению понятий «Я» и «не Я» [8]. Для многих «Я» становится объектом ценности, и появляется потребность эту ценность повышать. И это связано с отношением к себе, с чувством собственной значимости, самоуважением. Недостаточная ценность собственного «Я» говорит об обратном — о низком самоуважении, о расщеплении себя на «хорошо и плохо», о неуверенности в ценности себя.

Самоуважение можно рассматривать как производное от самоценности. Оно должно выражать ту значимость, которой личность наделяет себя в целом, отдельные стороны своей личности, своей жизнедеятельности в целом, и при этом, выражает степень позитивного отношения к самому себе. Самоценность рассматривается как одна из составляющих самоотношения. Дж. Бьюдженталь говорил о том, что, если личность хочет проживать свою жизнь во всей полноте, ей необходимо переживать в своём центре своего «Я», для этого есть необходимость своё «Я» чувствовать. С.Р. Пантилеева рассматривает понятие «самоценность» как часть эмоционально-ценностной подструктуры самоотношения и отражает эмоциональную оценку своего «Я» по внутренним критериям любви, богатству внутреннего мира, наряду с самопринятием и симпатией к самому себе [9, с. 208]. Отношение к себе, чувство значимости самого себя, самоценности, является определением поступков и выбора жизненного пути, а также основой отношения к жизни как таковой. Чувство собственной значимости — это как ценностно-смысловой вектор или высота, на которую мы претендуем в данный момент или по отношению к жизни в целом. А. Лэнгле утверждает, что собственное становление напрямую связано с нахождением своего «Я» и формированием самоценности в соотнесении с внешним миром. Это экзистенциальная проблема, сопровождающая каждого человека в течение всей его жизни. Значение чувства самого себя, своей значимости является для личности первостепенной задачей. Это необходимо для развития человека как механизма связывания и организации внешнего и внутреннего миров. А. Лэнгле пишет, что ценности окружающего мира переживаются и открываются тем, кто ценит не только других людей и свою жизнь, но и самого себя [10, с. 26].

Таким образом, на основе анализа всех рассмотренных понятий, мы понимаем под чувством самоценности состояние личности, базирующееся на признании своей значимости и важности, принятие своих качеств во всем их разнообразии, независимо от обстоятельств и времени.

Помимо того, что в настоящее время существует проблема ценности себя всего целиком в следствие трансформация общества, так, по теории К. Юнга, отмечается важный аспект, который состоит в подчёркивании того, как люди борются с противостоящими силами внутри себя. Например, борьба между маской, что мы предъявляем другим, и нашим, личным «Я». Либо ещё такой пример, часто у взрослой личности недостаточно психической зрелости, и в ней, как у подростка, вместе уживаются рефлексия и самоуверенность, чувственность и чёрствость и т.д. И очень часто озабоченность проявлением одной из противостоящих сторон приводит к тому, что человек может потерять чувство себя и начать сомневаться, кто он есть на самом деле. Такое расщепление приводит к делению себя на «белое и чёрное», одно из проявлений считается положительным, с другим проявлением личность борется. Важной жизненной задачей является установление гармонии, или интеграции, между противостоящими силами в нас. Интеграция многих противоположных проявлений нашей личности, как один из аспектов, приводит к понятию самоценности, важности каждого своего проявления, значимости.

На пути к осознанию самоценности и развитию личности, как гармоничной, существует ряд психологических инструментов: психотехники, упражнения, процедуры сопровождения. Некоторые из них требуют профессиональной помощи психолога, другие же могут рассматриваться для самостоятельного применения.

Как одну из рекомендаций мы предлагаем использовать упражнение, которое называется «Синтез». Рекомендуем его взрослым лицам, достигшим восемнадцати лет, так как упражнение, с виду простое и легко выполнимое, требует глубокого анализа и умения выявлять полярные качества своей личности. Также упражнение будет полезно для психологов, так как его применение помогает значительно продвинуться в теме самопринятия, уверенности, осознания самоценности с клиентами. Само упражнение направлено на принятие и интеграцию противопоставляемых качеств своей личности. Соотнося себя только с одним из полярных качеств, мы не можем называть себя гармоничной личностью. Это противоречит самому понятию. Данное упражнение мы используем в психологической практике на базе «Академии трансформационных психотехнологий». Мы наблюдаем, что в течение времени, когда клиент выполняет упражнение, у него происходят важные осознания. Клиент обращает внимание на то, что превозносит одно качество, и пытается избавиться от другого, противится ему. Это порождает внутренний конфликт. Данный конфликт никак не помогает клиенту, а лишь усугубляет ситуацию, причём на эту борьбу уходит очень много энергии. Также в ходе выполнения упражнения, клиент начинает понимать, что у каждого из его качеств личности, есть своё предназначение. В ходе упражнения, клиент пробует выстроить взаимодействие полярных качеств в рисунке. Порой не с первой попытки, но взаимодействие выстраивается. После анализа проделанной работы, клиент отмечает внутренние изменения, описывая это примирением противопоставляемых ранее качеств. При желании, данное упражнение можно повторить с другой парой противопоставляемых качеств. На наш взгляд, упражнение помогает в решении важной задачи — разрозненные качества соединить в целое, тем самым, приближая личность к более гармоничной.

Таким образом, на основании применённой техники, мы можем сделать следующие выводы. Самооценка и самоценность являются разными понятиями, их необходимо различать. Самооценка представляет собой оценку своих качеств, способностей, проявлений. Самоценность — признание того, что «Я» есть ценность, признание своей значимости. Не разделение себя на «белое и чёрное», а принятие всех своих особенностей и умение увидеть в них ценность.

Осознание своей личности как ценной, является важной составляющей гармоничного развития. Личность должна осознавать собственную самоценность как субъекта социальных взаимодействий. В случае развитого чувства собственной значимости, самоуважения личность может жить полной жизнью, принимать самостоятельные решения, быть активным участником общественного прогресса.

Ценность себя и позитивное самоотношение являются центральным звеном внутреннего психического мира, позволяя согласовывать всю систему ценностей личности, приоритетов и взглядов. Увидев ценность в самом себе, человеку открывается возможность видеть ценность в других явлениях, людях, в жизни в целом.

Также в развитии своей личности, как гармоничной, в частности осознания своей самоценности, мы рекомендуем тренировать осознанное отношение к жизни и к себе. Умение быть в моменте и в то же время видеть ситуацию в целом. Сюда же можно отнести стремление осознавать свои ценности, понимать, что нами движет. Ведь если мы не живём своими ценностями, значит, мы живём ценностями другого человека, и они могут не иметь к нам никакого отношения. Полезно задавать себе вопрос: «А что для меня значит жить осознано?»

Осознать самоценность помогает умение замечать свои достижения. Даже если они не так значительны, как хотелось бы. Всё начинается с малого.

Соответствие слов и действий является одним из признаков целостной личности. Стремление к этому позволит укреплять самоценность.

В нашем обществе всегда существует расхождение между бытийными, историческими и личностными ценностями. Данное расхождение, с одной стороны, создаёт возможность свободного, творческого участия индивида в жизнедеятельности, с другой стороны, приводит к внутренним противоречиям по отношению к проявлениям своей личности и осознанию себя как личности ценной. Беря во внимание трансформации современного мира, которые вызывают кризис личности и вызывают у индивидов сомнение в собственной ценности, необходимо чувство ценности себя укреплять самостоятельно, в том числе и для гармоничного развития своей личности.

Библиографические ссылки:

  1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна. М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.
  2. Юнг К.Г. Эон: Исследование о символике самости / пер. с нем. В.М. Бакусева. М.: Академический проект, 2009. 340 с.
  3. Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. М., 2003.
  4. Коржова Е.Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А.П. Чехова. СПб.: ИПК Бионт, 2006. С. 116.
  5. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. М.: Просвещение, 1969. С. 43.
  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999. С. 232.
  7. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  8. Алишев Б.С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01. Казань, 2002.
  9. Пантилеева С.Р. Самоотношение. Строение самоотношения как психологическая проблема // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2003. С. 208–219.
  10. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическое понимание эмоциональности: теория и практика. // Национальный психологический журнал. 2015. №1 (17). С. 26–38.

Добавить комментарий