Друиды — кто они?

Волнующие звуки шотландской волынки, чарующие мелодии ирландской арфы, затейливые валлийские танцы и звучащие как древние магические заклинания песни бретонцев — всё это культура кельтских народов, которых сейчас осталось не так много в Европе. А ведь когда-то, ещё в первые века нашей эры, кельты (которых римляне называли галлами) заселяли огромные пространства от территории современных Франции, Англии, Австрии, Швейцарии, Северной Италии и Испании до островов Северного моря.

Многочисленные кельтские племена не создали единого государства, постоянно враждовали между собой и воевали с соседями, особенно с заносчивыми римлянами, но, тем не менее, было нечто, объединявшее этот великий когда-то народ в единую культуру. Это — древняя религия кельтов, почитание священных деревьев и каста жрецовдруидов, которые во многом управляли жизнью народов, говоривших на кельтских языках и наречиях. Среди них были священнослужители, летописцы и врачеватели, и все они являлись советниками и наставниками древних королей.

Римские императоры, подчинившие себе большую часть кельтских племён в континентальной Европе, а также Англию, запрещали друидические действа, опасаясь неких тайных знаний, которые давали друидам власть над людьми. В своих трудах римские историки писали о том, что своей магией друиды могут творить такие чудеса, которые неподвластны жрецам других народов.

К сожалению, о друидах мы знаем по большей части из римских источников, в том числе из описания галльских войн, а также из сочинений более позднего периода. До последнего времени не было найдено ни одного материального подтверждения существования этой закрытой касты. Что неудивительно, если знать, как эти маги, прорицатели и священники охраняли свои знания. Хотя не так давно была найдена одна могила, в которой хорошо сохранились предметы, по всей видимости, относящиеся к ритуальным практикам кельтов, а значит, скорее всего, в могиле покоится жрец. Учёные возликовали — наконец-то обнаружено хоть какое-то доказательство того, что все истории о таинственных друидах не являются выдумкой древних «фантастов»! Ведь долгое время в учёном мире очень многие считали, что именно так и нужно рассматривать древних кельтских жрецов — как сказку. Собственно, если вспомнить появления друидов в книгах и фильмах, чаще всего это сказочные герои: Мерлин — в рассказах о короле Артуре, или друид — из забавной комедии об Астериксе и Обеликсе.

Что уж говорить, если даже установить происхождение самого слова «друид» оказывается очень непростым делом. В классических римских текстах название «друид» встречается только во множественном числе — «druidae», и «druides» — в латинском. В древнеирландском есть слово «drui», но это единственное число, а «druid» — форма множественного числа этого слова. То есть получается, что сейчас мы по каким-то причинам, связанным, скорее всего, с ошибками поздних переписчиков манускриптов, используем множественное число как единственное. Что, правда, не такая уж редкость в случаях с древними словами.

Откуда произошло название жрецов? Плиний считал, что оно связано с греческим наименованием дуба — «drus». Второй же слог слова относят к индоевропейскому корню «wid», значащему «знать». Что неудивительно, если учитывать, что главные святилища друидов располагались чаще всего в дубовых рощах Европы. То есть, можно сказать, что друиды — это знатоки деревьев, а это недалеко от истины. Деревья занимали в кельтской культуре очень важное место.

Но давайте вернёмся от вопросов языкознания к самим друидам. Стать жрецом было очень нелегко. Посвящённые выбирали себе учеников, основываясь не только на их человеческих качествах, но и на знамениях, которые сопровождали их судьбу. Воистину мудрым мог стать только человек с благородной душой, не способный использовать знания для своей личной власти. Во избежание искажения получаемых знаний, записывать их было строго запрещено. Вот почему примерно в X–XI вв. друиды, растворившись в новой, христианской европейской цивилизации, унесли с собой и свою мудрость, и свою магию.

Френсис Бэкон писал: «Знать — значит мочь». Что же могли друиды? Судя по свидетельствам их современников, могли они очень многое, в том числе одним своим присутствием или несколькими словами усмирить разъярённых и вооружённых людей, готовых ринуться в битву.

Греческий историк I в. до н. э. Диодор Сицилийский писал: «Часто они выходят между войсками, выстроившимися в боевом порядке, грозящими мечами, ощетинившимися копьями, и усмиряют их, как будто укрощая каких-то диких зверей».

Считалось, что друиды умели предсказывать будущее по знакам и предзнаменованиям. Цицерон, например, писал, что галатский корольдруид Дейотар понимал знаки, подаваемые птицами. В легендах часто говорится о чудесном даре друидов по известным только им предзнаменованиям определять исход сражений и видеть будущее сквозь пелену времени.

Есть свидетельства (которые, конечно, могут быть вымыслом, но могут и не быть) о потрясающей власти друидов над стихиями: землёй, водой, воздухом, огнём. В преданиях говорится о том, что друиды могли общаться с душами деревьев и сотрудничать с эльфами и гномами. Они могли остановить землетрясение и вызвать бурю.

Среди друидов были врачи и целители. Они знали тонкие свойства лекарственных растений, умели лечить музыкой, словом, прикосновением и даже просто присутствием. Опять же обратимся к Плинию, который писал: «Они называли омелу именем, означающим «тот, что всё исцеляет»… Они верят, что омела, если сделать из неё напиток, исцеляет скот от бесплодия и служит средством против всех ядов». Olliach, «все исцеляющий», — так называют омелу валлийцы, кельтский народ, сохранивший свой язык и культуру, несмотря на соседство с более сильной страной, Англией.

Друиды верили в целебные свойства сна, знали множество целительных заклинаний и при этом, как свидетельствует миф о боге Нуаду, использовали хирургию. Одна из ирландских легенд гласит: «Этот человек обладает силой и мудростью целителя, искусством заживления ран, умением побеждать смерть и преодолевать любое недомогание… Он распознавал недуг человека по одному дыму, выходящему из его дома, или по одним лишь его выдохам».

Философами и пророками, магами и целителями называли древние авторы друидов — могущественных обладателей тайного знания, на протяжении многих веков полновластно хозяйничавших в бескрайних лесах Европы. И это вполне справедливо, ведь друиды — не просто «древесные ведуны», владеющие секретами целебных сил растений. Их учение — уникальное смешение естественной философии, магии и религии. А созданные этими жрецами магические системы настолько уникальны, что человечество до сих пор продолжает размышлять над ними.

Их учение — уникальное смешение естественной философии, магии и религии. А созданные этими жрецами магические системы настолько уникальны, что человечество до сих пор продолжает размышлять над ними. Около 400 г. до н.э. состоялась великая Битва Деревьев — так гласит древняя кельтская легенда. Эту дату уже давно принято считать годом появления величайших магов человечества — друидов. Слово «друид» в кельтских языках означает «человек дуба». Корень «дру» соответствует слову «дуб» — наиболее почитаемому дереву у кельтов, которое они называли «королём всего».

Друиды, обладая огромными познаниями во всех сферах деятельности человека, имели в жизни кельтов первостепенное значение. Целители, учёные, судьи — для простых смертных они были «посредниками между людьми и богами». Друиды держали в подчинении всех, включая королей, и пользовались безграничной властью.

Первоначально же друидами называли отшельников-ведунов, общественной обязанностью которых была забота о духовных ценностях кельтских общин. Кельты — группа самобытных племён — в течение нескольких веков владели едва ли не половиной всего известного тогда мира. Это были люди с романтической и суеверной душой, бесстрашные и искусные.

В первой половине последнего тысячелетия до н.э. на территории севернее от Альп кельтские племена первыми выделились из массы безымённых первобытных народов. Начальные страницы писаной истории кельтов были отмечены опустошительными набегами на богатейшие центры того времени. Образованный южный, в частности греческий и римский, мир был ошеломлён мужеством и отвагой кельтов. Поэтому уже в IV в. кельты, которых римляне называли «галлами», считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Народ этот не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования — державы, которая объединила бы различные племена в организованное целое. Зато он создал уникальную культуру, одной из важнейших составляющих которой были особые знания жреческого сословия — учение мудрых друидов.

Основной аспект этого учения — вера в бессмертие души. Диодор Сицилийский утверждал, что среди друидов было широко распространено учение Пифагора, согласно которому души людей бессмертны и способны обретать жизнь в другом теле. Это убеждение друиды всячески стремились укрепить в своих соплеменниках. Они полагали, что такая вера устранит страх смерти и возбудит храбрость в воинах. Основным предметом забот друидов были духовные ценности кельтского народа: обряды, жертвоприношения, врачевание, предсказание будущего, устное сохранение преданий. Можно сказать, что община возлагала на отшельников ответственность за все основные знаковые системы их существования: друидам необходимо было следить за системами мер и весов, гаданиями и предзнаменованиями, календарём, обрядами и приметами. Каждый друид являлся членом своеобразного ордена посвящённых, во главе которого стоял жрец, пользовавшийся среди своих собратьев наибольшим авторитетом. Верховные друиды составляли верхушку всего сословия жрецов-отшельников.

У друидов было принято объединяться в дружеские союзы (гетерии), чтобы совместно постигать секреты мастерства. Друиды наблюдали за правильностью проведения общественных жертвоприношений и толковали все вопросы, имевшие отношение к религии. Диодор Сицилийский свидетельствовал, что кельты приносили жертвы только при участии друидов. Прибегать к посредничеству друидов было просто необходимо, поскольку кельты верили, что те знали нрав богов и умели говорить на их языке. Присутствие друида позволяло надеяться на то, что благодарственные жертвы будут приняты благосклонно и позволят добиться высшей милости.

Нередкими были и человеческие жертвы. Обычно в жертву приносили преступников и военнопленных.

Кровавые жертвоприношения, совершение которых являлось одной из главных функций друидов, были несовместимы не только с римскими представлениями о богослужениях, но и со сменившим их христианским культом. Поэтому уже в середине IV в. н э. епископы и пресвитеры Испании, Галлии и Британии стали запрещать обращённым в христианство кельтам проводить традиционные жертвоприношения. А ведь как мы уже говорили, без участия друида в жизни кельта не обходился ни один обряд: начиная с рождения человека и до его погребения. Даже имена родившимся младенцам давали мудрецы-отшельники (они же называли реки, озёра, города и даже деревья).

Обряд наречения младенца сопровождался предсказанием его будущего. В зависимости от открывшихся перспектив друид налагал на жизнь малыша запреты, призванные скорректировать неблагоприятные предзнаменования. Ритуальные табу — гейсы — имели право налагать только друиды. Они умело манипулировали запретами, чтобы подчинить жизнь своих соплеменников целой системе строгих правил.

Например, кому-то было предсказано, что он погибнет в схватке с собакой. Ясно, что такой человек всю жизнь избегал встречи с запретным животным. Бывало, что человек всю сознательную жизнь избегал путешествовать в повозке или переходить вброд реку.

Наряду с друидами у галльских племён существовали ещё две группы людей, пользовавшихся особым уважением в обществе: барды и предсказатели. Барды были певцами и поэтами, прославлявшими подвиги знаменитых мужей; предсказатели ведали священными обрядами и изучали природу божественного.

Но друиды, по мнению Аммиана Марцеллина, образованностью и проникновением в тайны мироздания превосходили всех. Вот что писал Посидоний об этом: «Друидов признают наиболее чтимыми среди других жрецов и имеющими большой авторитет в вопросах мира и войны».

Действительно, кельтские отшельники, опытные в искусстве «прорицания и всякой другой мудрости», оказывали огромное влияние на политическую жизнь Галлии, в частности на институт королевской власти. Часто они не только ритуально санкционировали выбор нового короля, но и сами выдвигали кандидатов на королевскую должность.

При ирландском королевском дворе друидов окружали величайшим почётом. Старинный ирландский гейс воспрещал королю говорить прежде, чем своё слово скажет друид. Без совета друидов правители не осмеливались принять ни одно важное решение. Поэтому истинными правителями стран Кельтии были именно друиды, а короли, восседавшие на роскошных тронах, являлись лишь исполнителями их воли.

  • Друиды нередко исполняли роль послов и вели внешнеполитические дела своих племён и общин. Так, современник Цезаря друид Дивитиак просил помощи у римского сената в войне против секванов, союзников германцев. Обычно друиды не принимали участия в войне (они вообще были освобождены от всех служб и повинностей). Их основные функции на войне сводились к гаданию об исходе сражений и применению так называемой боевой магии: охранительной — для своего племени и вредоносной — для противников.

Имеются документальные подтверждения того, что друиды не раз предотвращали войну, просто прохаживаясь между двумя стоящими друг против друга армиями и шепча заклинания. Одним из самых эффективных средств в арсенале друида считалось проклятие, которое колдун направлял врагам перед решающим сражением: «Врагов прокляну я и стану хулить да порочить, отниму у них властью своей стойкость в сражении».

Однако не стоит представлять друидов исключительно как немощных благообразных старцев, не державших в руках ничего тяжелее ритуального жезла. Многие друиды, попавшие в анналы истории, прославились как отважные воины, возглавлявшие отряды и целые дружины.

  • Друиды являлись главными вершителями человеческих судеб у кельтских племён и в мирное время. Народ считал жрецов справедливейшими и мудрейшими из людей, поэтому на них возлагали рассмотрение всех возникающих споров. Было ли совершено мелкое преступление или убийство, шла ли тяжба о наследстве — решение по всем этим вопросам выносили друиды.

Разрешая споры, жрецы преимущественно полагались на три вещи: «котёл правды», дерево и прикосновение к жертвеннику. Котлом правды называли серебряный или золотой сосуд, который, как считалось, позволял отличить правду от лжи.

Его наполняли кипящей водой и погружали в неё руку подсудимого. Если тот был виновен, рука оказывалась ошпаренной, если же на нем не было вины, то кипяток не причинял ему никакого вреда. Можно было поклясться в правоте своих слов, прикоснувшись к дереву или жертвеннику. По звукам или другим знакам, исходившим от этих предметов, сведущие друиды судили о невиновности или вине подсудимого.

Славились друиды и как великолепные лекари. Ходили легенды, будто они обладали способностью распознать недуг человека по одному лишь дыму, струившемуся из его жилища. Только им, утверждали жрецы, были известны целебные свойства 350 растений: деревьев, кустарников и трав.

В течение года ученики друидов каждый день лунного месяца знакомились с новым целебным растением. Они стремились распознать целебные свойства растения, освоить разнообразные способы сбора, сушки, отваров и настоев лекарственных трав. Считается, что свой знаменитый эликсир забвения друиды получали исключительно на основе растений.

Всего друиды практиковали три архаических вида врачевания — огнём, железом и лекарством, непременно сопровождая лечебные процедуры заговорами и колдовством. Так же, как и многие другие целители древности, друиды прибегали к лечению с помощью сна, вызванного особой музыкой.

В совершенстве владели друиды и искусством прорицания. Чаще всего общинников интересовали перспективы развития событий накануне войны, собственная судьба и прогнозы о том, кто станет очередным королём. Наилучшим способом для предсказания исхода битвы у друидов считался огонь из рябиновых дров: если пламя костра обращалось в сторону одного из участвующих в бою войск, ему следовало спешно отступать.

  • Друиды умели узнавать будущее также по приметам и предзнаменованиям, связанным с животным миром. Считалось, например, что полёт и крики птиц имеют предвещающий характер. Друидам также приписывалась способность налагать заклятия на воды и «связывать» их так, что повсюду мелели водоёмы, иссякали источники, пересыхали колодцы.

Иные умельцы, наоборот, могли «развязывать» воды: ударом острия копья они выводили подземные источники на поверхность и наполняли водоёмы живительной влагой. Среди историй о могущественных друидах, повелевающих стихиями, особое место занимают легенды об их господстве над ветрами. К этому искусству друиды могли, например, прибегнуть, чтобы попытаться предотвратить приближение вражеских войск.

Поражённые страшным заклятием — «дуновением друидов» — воины врага переставали отличать своих от чужих и могли в ослеплении перебить друг друга.

У друидов, хранителей и толкователей древней мудрости, было не принято записывать какие бы то ни было знания, которыми они обладали. Священные тайны дендрологии, астрологии, природы и человеческой жизни мудрецы веками передавали из уст в уста. Свои тайные знания они раскрывали ученикам вдали от людей, в глубине пещер и лесов.

Отшельники много рассказывали о светилах и их движении, о мире, о природе, о могуществе и власти богов. Своими школами и университетами друиды были известны по всей Европе. Считалось, что лучшими среди этих учебных заведений были Тара в Ирландии, а также Оксфорд, Англси и Айона. Получать образование в таких заведениях могла лишь наиболее способная молодёжь, преимущественно из высших классов.

Добавить комментарий