Меня всегда интересовало, что движет людьми при их поступках. А так же интересовали религии, ведь они дают стольким людям мотивацию к действиям. Строгое следование канонам и иерархиям в исламе меня отталкивает идеей, что всё предопределено свыше, ты лишь должен следовать указаниям других, да, мудрых, но людей совсем другой психики. Даже ценности у нас могут быть одинаковыми — семья, забота о слабых и подопечных, мир, но наши пути могут совсем не совпадать, а мнения на конкретные поступки в корне различаться. В мотивации важно понимать импульс — желание. А так же определить цель — что в итоге приведёт к желаемому. А потом уже выстроить свой путь к цели, и вот тогда уже понадобится мотивация (для подкрепления положительного импульса). Например, мне хочется сделать детей счастливыми. Я могу к этой цели идти неблагоразумно — накупить им тонны сладостей, показывать свою любовь, разрешать всё, чего захотят, демонстрировать, сколько денег я трачу на вещи для них. Могу же для их блага привить солдатскую дисциплину и контролировать всё, критикуя, провозглашая главенство оценок, медалей и мнения общества. Т.е. на пути к цели человек фанатично следует какой-либо схеме, предложенной одной из религий, традицией. Каждая система предполагает наказание за непослушание, выход из неё. Ад с физическими страданиями или перерождение в безвольную гусеницу, осуждение обществом. По мне — страшнее чувствовать душевные страдания, понимая, что путь был выбран ошибочно, и вред причинен тобой самым близким. И хуже быть безвольным сейчас, отдав бразды правления своей жизнью под чью-то властную теорию. И ничуть не лучше всю себя посвятить, добиваясь расположения общества, которому плевать на тебя, по большому счёту, на твоё личное счастье.

Я за разумный научный подход во всём. И что мне понравилось, когда я разобралась в учении буддистов карме — это не наказание за проступки, бумеранг, возвращающий добро и зло, которое мы отправили в мир. Это дурные привычки, которые руководят нашей жизнью. Если их не осознать — проблемы не решается, будут повторяться вечно. Это понимание подталкивает нас у действию. Если бы карма настигала нас свыше, и её только и нужно было что принять и страдать, искупая свои грехи, то понимание её, как нашей сложившейся системы дурного для нас же поведения, сразу толкает к изменениям. Не надо искуплять и страдать, никому от этого не легче. Надо целенаправленно менять свои инстинктивные реакции на повторяющиеся события. Например, вместо криков и драк начать голубого дышать и спокойно сообщать оппоненту о своих чувствах, так, успокаивая свой собственный мозг и давая возможность разумно действовать. Вместо раболепного молчания брать тайм-аут на раздумья о своих границах, ценностях и принципах, спокойное сообщение и твёрдое действие на неудовлетворяющую ситуацию. Вместо инстинктивного обвинения других — работа над своими действиями в конфликте.

Все догмы и теории нужно проверять. Мотивы поступков анализировать и не получать системам контроль над своей жизнью, тем более жизнью своих детей. При этом важно знать научное обоснование принципов работы нашего организма и психики, изучать мудрость великих людей, но не впадать в фанатизм и слепое следование чужим теориям.

Добавить комментарий