«Голубая бездна» — приключенческий фильм. Драма. Мелодрама

  • Режиссёр — Люк Бессон.
  • Продюсер — Патрис Леду.
  • Авторы сценария — Люк Бессон, Роберт Гарлэнд, Мэрилин Голдин, Жак Майоль, Марк Перрье.
  • В главных ролях — Жан-Марк Барр, Жан Рено, Розанна Ракет.
  • Оператор — Карло Варини.
  • Композитор — Эрик Серра.
  • Кинокомпания — Gaumont.
  • Длительность — 168 мин. (Реж. версия)
  • Страна Франция, США, Италия.
  • Год выпуска — 1988.

История создания фильма

Создание фильма не случайно для Люка Бессона. Он имеет личное отношение к фридайвингу. Его родители были ныряльщиками, и всё детство будущего режиссёра прошло около моря. В юности Люк слышал о Жаке Майоли, видел его фотографии и восхищался им. Уже будучи признанным кинорежиссёром, Люк знакомится со своим кумиром детства. Между мужчинами возникает взаимная симпатия и дружба, которая приводит в скором времени к появлению на свет «Голубой бездны».

В основу фильма положены сюжеты из биографии Жака Майоля и Энцо Майорки (Энцо Молинари) — прототипов главных героев, которые были соперниками на соревнованиях. Жак Майоль консультировал фильм «Голубая бездна» во время съёмок. В жизни он был пионером в мире фридайвинга, открыв для апноистов принципиально новые глубины, которые считались недостижимыми. Его личный рекорд погружения — 105 м. И именно Майоль ввёл в тренировки фридайверов йогические дыхательные практики. В настоящее время апноисты, используя пранаяму и плавита-садхану, погружаются более чем на 200 м.

Подготовка и сами съёмки фильма были весьма напряжёнными. Для того, чтобы зрители увидели картину, Люку Бессонну пришлось проявить недюжинную выдержку и характер. Тем не менее, 11 мая 1988 года фильм «Голубая бездна» представили на Каннском фестивале. После выхода фильма произошёл настоящий прорыв фридайвинга в массовое сознание. Люку Бессону было тогда 29 лет.

Краткое описание фильма

Два друга — Энцо Молинари (Жан Рено) и Жак Майоль (Жан-Марк Барр) выросли на греческом острове. В 1965 году, когда Жаку было около 10 лет, отец Жака, ныряльщик, трагически погибает, собирая устриц на глубине моря. Свидетелем трагедии становится Энцо Молинари.

Проходят годы. У каждого своя жизнь.

Энцо стал статным и красивым мужчиной, живёт со своей семьёй — матерью, сестрой и младшим братом. Он уважаемый человек в своём городе, основной кормилец в семье, чемпион мира по фридайвингу.

Жак — не женат, его семья — дядя Луи и дельфины. Он зарабатывает тем, что участвует в американских исследованиях возможностей человека при нырянии с задержкой дыхания в качестве испытуемого.

По инициативе Энцо старые приятели встречаются через 23 года на мировых соревнованиях по фридайвингу. Энцо 17 лет подряд становился чемпионом мира и болезненно относится к успехам Жака. Победы приятеля разжигают его страстную итальянскую натуру и побуждают поставить новый рекорд. Жак равнодушен к званиям и наградам, но серьёзно относится к самим погружениям.

Примерно в это же время в жизнь Жака Майоля входит молодая и энергичная женщина — Джоанна Бейкер (Розана Аркетт), которая страстно влюбляется в него. Она работает в Нью-Йоркском страховом агентстве и встречается с ним в Перу, расследуя несчастный случай. Узнав, что тот участвует в мировом чемпионате, она выезжает в Сицилию, чтобы увидеться с ним. Именно там начинается их бурный роман.

Спортивные соревнования между Жаком Майолем и Энцо Молинари становятся опасными для здоровья. С каждым погружением риск возрастает: 107 м — 108 м — 115 м — 120 м. Врачи запрещают продолжать соревнования. Они утверждают, что организм человека не способен выдерживать подобного давления воды. Но Энцо не хочет принять поражение и погружается на глубину, чтобы побить рекорд приятеля. Этот спуск оказывается последним в его жизни, как и всплытие на поверхность, после которого он умирает на коленях Жака.

Исполняя последнюю просьбу приятеля, Жак опускает тело Энцо в бездну. А после всплытия сам оказывается на грани смерти. Врачи делают всё, что возможно, чтобы спасти Жака. И кажется, что самое страшное позади, но оказывается, что это не так. Ночью у Жака открывается кровотечение из носа и ушей. В иступленном состоянии он отплывает на катере в море, решив соединиться с морской пучиной навсегда. Джоанна пытается удержать его, сообщает о своей беременности. Но Жак непреклонен. Сидя на платформе для ныряния, он подаёт ей чеку, которой надо освободить след. Джоанна, плача, прощается с любимым. Жак погружается под воду.

Психологический портрет Жака Майоля

Жак представляется человеком, эго которого в минимальной степени определяет его бытие. Собственно жизнь, в том смысле, который подразумевают обыватели, не свойственна Жаку. Он не заботится о своём будущем, не щадит себя, занимается экстремальным видом деятельности. Его семья и лучшие друзья — дельфины. Любовные отношения и секс не играют особой роли в его жизни, связанной с морем и морскими обитателями, которым он предан больше, чем любимой женщине. Карьера, деньги, очевидно, не много значат для него. Он служит своему призванию быть ныряльщиком. И смыслом его жизни является сам процесс общения с водным миром.

Работа для Жака — своеобразный вид служения, понятный только ему. «Никто не знает, почему он этим занимается», — ответил доктор Лоуренс Джоанне на её вопрос, когда та спросила, что побуждает человека в мороз нырять в ледяную воду. Его мотивы непостижимы. Поэтому сложно понять, что побудило Жака участвовать в мировом чемпионате. Энцо хотел доказать себе и всему миру, что он лучший. А Жак? Ему точно не надо было кому-то что-то доказывать. Очевидно, он согласился на это, потому что его позвали туда. Он принял вызов жизни и стал победителем. Хотя вовсе и не стремился к славе.

Потерявший в детстве отца, брошенный матерью, Жак нашёл другую семью и остаётся верным ей. Его дом — море, его семья — дельфины. Он носит их фото в бумажнике. Говорит об этом Джоанне. Приезжая в город после долгих командировок, первым делом заглядывает в дельфинарий, дарит подарки своим друзьям дельфинам и играет с ними. После страстного секса с Джоанной, Жак отправляется к морю и плавает всю ночь с дельфинами. В то время как отношения с женщиной для него непостижимы и напряжённы, общение с морскими обитателями радостно и просто.

Жак спокойный, уравновешенный, позитивный мужчина. Но его сложно охарактеризовать с точки зрения психологии. Его психотип не соответствует классификациям, которые выведены за наблюдениями обычных людей. В этом смысле Жак вообще не обычный человек. Ему не присущи неврозы цивилизованного человека, мужчины. Даже социализированным его назвать сложно. Энцо говорит о нем Джоанне: «Он как ребёнок, который учится ходить. Необычный он. Жак не человек, он из другого мира.». Его отрешённые от мира глаза озадачивают и напрягают близких. Когда Джоанна просит его рассказать, каково это, погружаться в глубину, он отвечает, что «самое трудное найти причину, чтобы вернуться». Глядя вдаль, рассказывает ей о русалках, которые принимают того, кто докажет им свою искреннюю любовь.

Жака не волнуют комфорт и удобства. Он безразличен к порядку и чистоте. Его квартира, в которой живёт дядя Луи, в запущенном состоянии. По старым обоям на стенах, обшарпанным стенам ванной комнаты видно, что там давно не проводили ремонт. Комнаты заставлены вещами и техникой двадцати — тридцатилетней давности. Комната Жака завалена книгами, аппаратурой, баллонами с кислородом для аквалангистов. Он редко остаётся в доме, чаще ездит по миру: где работает, там и живет.

Жак не имеет пристрастий в одежде, одевается просто. Основной гардероб состоит из одежды спортивного типа и костюмов для ныряния. Единственная его обувь — кроссовки. Когда Энцо заставил его одеть классический костюм, Жак чувствовал себя очень неуютно. Самая удобная обувь — это её отсутствие.

Он не ставит перед собой цели в жизни. Скорее относится к жизни, как к процессу, в котором он взаимодействует с природой. Участие в исследованиях даёт ему возможность постоянно прибывать в водной стихии, получая плату за то, без чего он не может жить полноценно. Его путь можно назвать «икигай». Путь человека, который занимаясь любимым делом, является мастером и получает за это заслуженную плату.

Ценностями Жака выступают его призвание, служение. Море и его обитатели, непостижимые глубины, дают ему ощущения, с которыми не сравнимы земные радости. Тишина и покой, величие и мощь моря рождают в его душе ощущение единства со всем сущим. Кроме этого нет ничего значительного в его жизни. Попытки Джоанны перетянуть его в «земной рай» обывателей проваливаются. Голубая бездна не сравнима даже с возможностью стать отцом.

Смыслом жизни Жака становится постижение своих возможностей в общении с морем. Как можно более глубокое проникновение в его тайны. Своими тренировками он преодолел генетические барьеры, ограничивающие возможности ныряльщика его телосложения. Он занимается йогой, пранаямой и использует изменённые состояния сознания, чтобы постигать новые грани возможностей человеческого организма.

Его призвание — быть ныряльщиком. Глобальная миссия — познать человеческие возможности и расширить границы возможного. Открывая новые горизонты свободы в познании себя и мира. Он стремиться привнести в ограниченную земную жизнь бесконечность и вечность души.

Всё бытие Жака проходит на смысловом уровне — верхних этажах нейрологических уровней, определяющих жизнедеятельность индивида. Отсюда его отрешённый взгляд, безучастность к земным благам. Он общается с Богом каждый раз, когда погружается в морскую пучину, кода занимается медитативными практиками, и этот контакт в течение длительного времени изменил его бесповоротно, сделав уникальным существом.

Он живёт в мифической реальности русалок и мечтает о встрече с ними. Проживает трансцендентальное единство со всем сущим, погружаясь в морские глубины. Ему снятся море, дельфины. Он не грезит ни чем, кроме моря, в котором ему спокойно и радостно. Даже свою любовь к Джоанне Жак осознаёт через призму ощущений взаимодействия с морской стихией.

По замыслу режиссёраЮ главный герой, Жак Майоль получает в своей земной жизни возможность постигнуть величие творца мироздания и теряет интерес к земной жизни. Восхитительная психоделическая музыка Эрика Серра на протяжении фильма, уникальные подводные съёмки, панорамные виды красот природы убеждают зрителя в несравнимом преимуществе постижения духовного мира перед человеческим. И столь невыразимо горьким для нас, зрителей, становится то, что герой по собственной воле уходит из земного мира, подтверждая желание слиться с миром божественным, раствориться в нём навсегда.

Заключение

Дэвид Хокинс, автор шкалы уровней сознания, присвоил фильму «Голубая бездна» 700 баллов. В его списке фильмов, рекомендованных для просмотра, который он представил в своей книге «Истина vs Ложь» — это единственный фильм с такой высокой отметкой. 700 баллов соответствует уровню просветления. И, очевидно, что именно Жак Майоль является тем просветлённым, который задаёт общую энергетику картины.

Этот фильм рождает чувство недоумения, погружает в шок, в сущностное состояние, которое столь редко проявляется в буднях. Фильм действительно вырывает из тисков обыденности и выбрасывает квантовым скачком куда-то в неизведанную область смыслов жизни. В этом состоянии нет особой радости или экспрессии. В нём есть тишина, глубина и безмолвие. Кротость и смирение. Чувство единства со всем бытием. Умиротворённость и понимание всего и вся.

Чему же мы можем научиться из этого фильма, кроме того, что получим просто удовольствие от прекрасной режиссёрской постановки и игры популярных актёров. Очевидно, самым важным является тот привкус просветлённости, который остаётся после просмотра фильма. Именно чувствование бытия, который сумел показать нам Люк Бессон, напомнил об ином плане жизни, невидимом и забвенном многими людьми. Том плане, который и делает нас людьми в полном духовном смысле. Вспоминание своей истинной сути. В этом главное значение фильма. Он расширяет и обогащает представления о себе и о мире. Расширяя наши карты реальности. Побуждая создать новые позиция восприятия жизни и своего места в ней.

А возможно, и предостережение в том, что слишком глубокое погружение в трансцендентальность бытия может сделать жизнь в этой реальности для нас непривлекательной. К этому необходимо подходить с осторожностью и большей мудростью. Возможно, что сложись жизнь Жака иначе с детства, у него было бы больше привязок и больше причин, чтобы остаться на этой прекрасной земле. Возможно, он бы смог передать свой уникальный опыт постижения божественного и расширить границы сознания многих людей, и его миссия приняла бы иной ракурс.

Приятного просмотра! Делитесь своими впечатлениями от фильма в комментариях.

С уважением, автор.

Добавить комментарий