Амбиции — это деревья, которые вопреки гравитации стремятся дотянуться до неба, прямо к звёздам! К сожалению, не знаю, кто автор этой метафоры, но очень поэтично! Это так сродни человеческим устремлениям и притязаниям. И так соответствует самым дерзким идеям и смелым мечтаниям человека. Амбиции всегда есть у человека — небольшие, как стелящаяся трава, или высочайшие, как вечнозелёная секвойя по имени Гиперион. Чьи-то устремления при суровом влиянии окружающей среды вянут и сохнут, у других они только закаляются и достигают своей высоты. А у некоторых остаются какие-то сантиметры до цели, как у Русалочки Андерсена, и вдруг «накрываются морской пеной», и остаётся уповать только на бессмертие души.

Символический анализ сказочных представлений многое может нам открыть. Мифы и сказки — это ёмкая, сжатая в огромном временном пласте история цивилизации или цивилизаций; история одной или нескольких эпох, культур; история рода или повторяющийся шаблонный сценарий семьи. Предлагаю вынести урок из сказки с пользой дела для себя. Ведь, как известно, сказка всегда чему-то учит.

А теперь, внимание, вопросы, много вопросов! Как вы думаете? Сколько и какие ошибки совершила Русалочка на пути к достижению своей мечты? В чём её комплекс? Когда вы читаете заголовок этой статьи, то как понимаете фразу «предательство Голоса»? Это Голос предаёт Русалочку, или Русалочка предаёт Голос? И ещё вопрос: а как звучите вы, общаясь со значимыми для вас людьми или попадая в значимую, непривычную, важную для вас среду, ситуацию? Какой ваш голос во время стресса? Насколько сильно он меняется?

Итак, приступим по порядку к анализу и интерпретации сказки. Основным элементом, связующим звеном, маркером проблем героини сказки, выступает, конечно же, Голос, который будет рассмотрен с особенной тщательностью. Голос, как особая субстанция, которая объединяет психофизический и духовный пласты человеческой жизни. В качестве инструментария для расшифровки символики этой сказки я беру знания из семейной системной и телесно-ориентированной психотерапии, потому как являюсь квалифицированным специалистом в данных направлениях. Ведь эта история носит и глубоко семейный сценарий.

К интерпретации! Шестая, самая младшая из дочерей морского царя — принцесса Русалочка. Предположим, очень яркая девушка из нормальной семьи, где любая дочка — всегда принцесса для своих родителей. Наша героиня обладает самыми амбициозными идеями. В её характере: смелость, отчаянность, решительность и, конечно, романтика. Но легкомыслие и безответственность тоже присущи молодой девушке. Она знакомится с молодым человеком из другого социального общества (выше статусом или иного воспитания, образования, происхождения), кстати, при неблагоприятных для него условиях. В период его падения, кризиса. Русалочка становится светом для принца. Она спасает его от гибели. Он очарован её Голосом равно как и её красотой внешней и внутренней. Он никогда не встречал такую особенную красавицу. Принц влюблён, и это чувство взаимно.

Встреча была не долгой. Русалочка после встречи с принцем становится одержима идеей провести свою жизнь с любимым. Но трудность состоит в том, что, дабы попасть вслед за возлюбленным, нужно «пробиться» и влиться в качественно иную социальную, более высокую, развитую среду, возможно, более статусную среду. Русалочка идёт на отчаянные шаги — без согласия и договорённости с отцом и бабушкой совершает побег из семьи. Она рвёт отношения с родными и вырывается из своего привычного социального окружения. На деле она отказывается, отрекается от своих истинных корней, в виде русалочьего хвоста, которые выдают в ней существо из другого общества. Девушка приобретает новые качественные характеристики, соответствующие социуму земного принца, в виде ног. Но эволюция ли это? Или скорее поступок Русалки — личная революция. Ведьма в данном случае — воплощение разрушающих установок, страхов и самокритики девушки. Решаясь совершить прорыв, она опасается неприятия любимого и даёт себе обещание не выдавать своё истинное происхождение. Она получает доступ к юноше и выстраивает с ним довольно близкие отношения. Но! Идя на поводу своей разрушительной силы, она «замолкает», закрывает свою истинную индивидуальность. Она покорно подстраивается под цели и желания принца: носит мужскую одежду, становится его другом, любезна и покладиста, не проявляет своих истинных желаний и эмоций. В итоге, к ужасу, обнаруживает, что принц не любит её как женщину. И готовится женится на другой девушке. Но и далее Русалочка отказывается от принятия решительных мер: деструктивных (антисоциальных мер), будь то месть, по совету сестёр или конструктивных, взрослых мер — откровенной беседы (информирование) принца об истинной сути дела, о своих чувствах, желаниях, наличием своих достоинств и преимуществ. Она надеется, что принц прочтёт её желания по глазам. Но даже в сказке чуда телепатии не произошло. Русалочка без принца, человека, от которого зависит всецело, отказывается жить дальше. Она уповает на Царство Божье вне телесности. И счастливый хэппи энд этой сказки в том, что любовь обратила её русалочью смертную душу в человеческое бессмертие. Знаете, может быть, для XIX века — это достижение — жертвенная любовь во имя бесконечности души. Но в веке нынешнем — задача перед человеком стоит уже качественно иная — любить без жертв и зависимости, брать и нести ответственность за качество своей жизни и, конечно, заботиться о чистоте своей вечной души (но это уже по вере вашей).

Кратко подведём выводы!

Комплекс Русалочки включает в себя три ошибки:

  1. Побег из семьи. Отказ от своего рода. Неблагодарность своим родителям.
  2. Поведение жертвы. Уход от ответственности. Зависимое поведение. Неумение заявить напрямую миру и конкретному человеку о своих желаниях.
  3. Неестественность. Подавление своей индивидуальности.

И все эти удары принял на себя символически Голос. Пропал, «замолчал» Голос рода, Голос предков. Стал подавленным и зажатым, инфантильным — зависимым, невнятным, серым, безликим — никаким. Потерял свою индивидуальность, свой окрас и красоту, равно, как и сама девушка по сути утратила свою естественность.

Ни для кого не открытие, что любые проблемы и разрушающие установки влияют на Голос. Равно, как и элементарное незнание о своём Голосе, его формировании, работе, гигиене, тренировки. Знание — это сила! Голосом можно научиться владеть — он способен вытянуть вас в сложной ситуации. Через него можно решить свои личностные проблемы, проблемы со здоровьем, наладить и выстроить отношения, подняться на другой уровень, достичь иной социальной среды. Через Голос можно вернуть себе — себя истинного, способного, талантливого, творческого, особенного — индивидуального! Волшебные палочки всегда находятся ближе, чем вы думаете. За ними не надо пускаться в паломничество на другой конец света. Иногда они прямо под носом, в прямом смысле слова. Ваш Голос, верный, преданный и безотказный друг, обладает мощью и силой дотянуть вас до тех вершин и звёзд, к которым вы тайно или явно так стремитесь!

Добавить комментарий