Есть такие семьи, где несколько поколений представлены исключительно женщинами. И рождаются в этих семьях почему-то преимущественно девочки. Мужчины в таких семьях не задерживаются. Они как будто приходят в эти семьи, только для того, чтобы родилась дочь. А потом либо умирают, либо уходят. А женское царство продолжает жить своей размеренной женской жизнью. До тех пор, пока одна из женщин не решит что-то изменить.

На примере одной клиентской историю я расскажу, как может быть устроено это «Женское царство» изнутри. (Историю я рассказываю с согласия клиентки, не называя имён и опуская узнаваемые детали.)

Клиентка пришла через два года после тяжёлого развода. Она никак не могла отойти от предательства мужа и хотела разобраться со своей жизнью. Новое замужество в её планы не входило. Что делать дальше, она не знала. «Живу только ради дочери», — сказала она. Несколько встреч мы с ней говорили про её сложные чувства. А потом я предложила ей сделать семейную системную расстановку. Через неё мы и вышли на неосознаваемый семейный сценарий.

Всё началось давно, ещё во время войны. Прадед ушёл на войну и погиб в первые месяцы. В 28 лет прабабушка осталась одна с тремя детьми. Война, смерть мужа — этот шок она не смогла прожить до конца жизни. Во-первых, было очень больно, страшно, непонятно. Во-вторых, было некогда — война, маленькие дети, нужно было как-то выживать и растить их. Некогда было думать о себе и своих чувствах. Горе не было прожито. Оно было надёжно спрятано в глубине её души. После войны тоже не было времени проживать горе и трудно было доставать эту боль из сердца. Жизнь продолжалась. Непрожитые чувства остались, и вокруг них стал формироваться негласный семейные сценарий. Замуж прабабушка больше не вышла. Она до конца жизни надеялась, что произошла ошибка, и её молодой муж вернётся. Но чуда не произошло.

Дочь (бабушка клиентки) выросла и вышла замуж за человека, которого со временем «потеряет». У них родилась дочь (мама клиентки), и неожиданно, молодой муж трагически погибает. В этот раз уже не на войне, а в геологической экспедиции. До конца жизни она остаётся одна с дочерью. Прабабушка не вышла замуж, потому что всю жизнь ждала своего мужа с войны, потому что мужчин после войны было мало, потому что не до любви было, надо было детей растить и поднимать из руин страну. Дочь, повторяя её сценарий, не вышла замуж, потому что её мать не вышла замуж. А государству есть чем занять одинокую женщину — работа, общественная деятельность.

Дочь (мама клиентки) выросла и вышла замуж родила дочь. И когда по семейному сценарию её мужу пришло время «уходить», а он не погиб, так как война уже закончилась, а профессия у него была вполне себе мирная и неопасная. Муж сгорел от рака в возрасте, близком к возрасту «ухода» дедушки и отца. Мать посвятила свою жизнь дочери и работе. Девочка выросла и вышла замуж. У неё родилась девочка (в таких семьях рождаются почти всегда девочки. Возможно, мальчики не рождаются, потому что мужчины в этой семейной системе исключены). Так как время было совсем мирное, и у мужа было крепкое здоровье, он ушёл по другой причине. Ушёл к другой женщине. Развод проживался как смерть. В нём были не только чувства к конкретному мужчине, но и чувства прабабушки, потерявшей мужа во время войны, бабушки, чей муж погиб в геологической экспедиции, матери, скорбевшей о ранней смерти её отца. Другие люди, другое время, неизменным остаётся семейный сценарий — мужчины рано уходят. Для семьи клиентки это уже стало новой нормой.

Что же помогало женщинам в этой семье прожить жизнь после утраты мужа? Что не давало им искать новое счастье, новую любовь? Неосознанно на место мужей в этой семье вставали дочери (Рис. 1).

Психический механизм этого замещения прост. Ребёнок нуждается в любви и неосознанно встаёт на то место, куда течёт любовь матери, берёт на себя ту роль, к кому эта любовь направлена. Занимая место партнёра в паре. Место мужа занято, и женщина уже не ищет новых отношений. Их заменяет ей отношения с дочерью. Так сформировалась прочная семейная структура «Женское царство», где мужчины условно исключены. В расстановке эта семья выглядела как продолжения неожиданно трагически оборвавшегося брака прабабушки (Рис.2).

У клиентки росла дочь. Ей 10 лет. С развода прошло два года, а девочка уже встала на место бывшего мужа. Она уже включилась в сценарий «Женское царство». И если бы клиентка не решила поменять свою жизнь, любовный сценарий её семьи не оставил бы её дочери шанса на другой вариант семейной жизни. Скорее всего, она прожила бы этот сценарий ещё раз, в других условиях, в других декорациях, с другим мужчиной. Выйти замуж, родить ребёнка, потерять мужа, и потом посвятила бы себя воспитанию дочери и работе. Повторяя неосознаваемый семейный сценарий, проживала общую женскую судьбу, показывая тем самым образом свою верность семейной традиции. «Я такая же, как и вы. Мы одной крови». Женское счастье — как предательство по отношению к женщинам рода. Повторяя этот сценарий в течение нескольких поколений девочкам, как будто не остаётся выбора на другие варианты женской судьбы. Можно только жить так, «как у нас принято«.

Можно ли выйти из такого жёсткого семейного сценария? Для этого надо найти источник проблемы — начальную ситуацию, где зародился этот сценарий, где наибольший эмоциональный заряд. Наша расстановка показала, что все сильные чувства, которые проживала клиентка, были направлены не к её бывшему мужу, а к погибшему в первые дни войны прадеду, которого она видела только на довоенных фотографиях из семейного архива. Второй шаг — разделить свои чувства от чувств женщин рода. Вернуть то, что взяла неосознанно. Вернуть с уважением к их судьбам, к их чувствам, к их решениям.

Но при этом, не разделяя сложных чувств, не поддерживая семейный сценарий «Женского царства», остаться частью своей семьи. Что они имеет право искать своё счастье, если в первый раз не сложилось. Что даже если она станет счастлива в новом браке, она всё равно останется дочерью, внучкой, правнучкой. Она останется связанной с этой семьёй, останется её частью.

Такая работа с этим тяжёлым и крепким любовным сценарием, поддерживаемый несколькими поколениями, даёт клиентке (и её дочери) шанс на новые отношения, на новую любовь, на новую семью.

В своей работе сценарий «Женское царство» я встречала три раза. Это показывает, что он не такой уж и редкий в нашей стране. Истории отличались друг от друга лишь деталями ухода мужчин из семьи — смерть или развод. Все три раза источником этого сценария была трагическая гибель мужчины во время Великой отечественной войны и непрожитое, непроработанное горе женщины. Проявление того, что всегда лежало на поверхности, каждый раз до глубины души удивляло клиенток, и они начинали что-то менять в своей жизни. Ради своего счастья и ради счастья своих дочерей.

Сейчас разводом никого уже не удивишь. Люди вступают в повторные браки всё чаще и больше. Семейный сценарий «Женское царство» полностью закрывает возможность повторного брака.

Развод — это всегда маленькая смерть. Но это не приговор на пожизненное одиночество. Боль расставания — это не навсегда. Наступит день, когда вы проснётесь и почувствуете новую лёгкость на сердце и готовность жить дальше. И кто знает, сколько ещё свадеб вас ждёт в будущей жизни. Продолжительность жизни растёт, тем самым давая нам возможность встретить больше любимых мужчин в своей жизни. Вы имеете право искать, пробовать, менять свою жизнь до тех пор, пока вам не будет в ней комфортно.

Я описала лишь один любовный семейный сценарий, который может препятствовать личному счастью. Сколько людей, столько и сценариев.

Добавить комментарий