«Являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти. Спелёнутая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам так же о её мужской символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии природных начал, мужского и женского, — такую ёмкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы».

Галина Дайн.

Все мы в детстве играли в куклы. И, несмотря на то, что в моём детстве уже были фабрики по производству игрушек, часто мы мастерили их сами. Иногда это были простые пеленашки-ляльки, сделанные из толстых частей травянистых растений. Мы с подружками заматывали их в свои платки, кофточки, украшали полевыми цветами, качали на руках, напевая колыбельные песни, играли в Дочки-матери.

Тогда мы не были знакомы с народными тряпичными безликими, безногими куклами-мотанками. Но по сути делали их так же, как наши мамы, бабушки и прабабушки. Мои куклы-ляльки были без лиц, без ног, без рук, но играть с ними было не менее интересно, чем с пластмассовыми куклами.

Акт создания. Я — творец! Только что ничего не было, трава росла сама по себе, кофточка прикрывала детские плечики. И вдруг — несколько нехитрых манипуляций, и появляется, даже не игрушка, а создание! И ты сделал всё так, как представлялось именно тебе.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Откуда такой интерес, почему возникла эта потребность? С чем связано появление в больших городах различных клубов, студий, изучающих славянскую культуру? Может, это генетическая память, которая просыпается и возвращает нас к истокам, ностальгируя по утраченному слиянию человека и природы? Ведь современные жители мегаполисов оторваны от земли в прямом и переносном смысле — квартиры и рабочие офисы находятся на немыслимых этажах, отсутствует или утеряна связь с родственниками, не все знают своих дедов, не говоря уже о прадедах и пра-прадедах, а позитивное отношение к телесности и вовсе утрачено. Большие скорости, нестабильность, стрессы, ложные установки, навязанные себе и окружающим, не имеющие ничего общего с реальной жизнью, приводящие к различным проявлениям неврозов.

В психологической науке в целом усиливается тенденция к исследованиям через искусство. Народное искусство ресурсно, как никакое другое. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Это уникальный мир духовных ценностей. Изучение истории своего народа, привнесение в жизнь традиций, способствует восстановлению, усилению связи с нашими корнями, со своим родом. А когда за тобой Род, Предки — ты любим и можешь делиться своей любовью с окружающим миром, ты Целый, ты Могущественный и нет проблем, есть испытания, которые при такой поддержке ты выдержишь, пройдёшь и станешь сильнее, гармоничнее.

Смыслом любой психотерапевтической деятельности является восстановление целостности личности — то есть стремление к познанию «Самости». Целостная личность — это личность познавшая и принявшая оба отражения «Самости» — «Маску» (своё хорошее «Я») и «Тень» (своё плохое «Я»). После такого принятия понятия «Я плохой» и «Я хороший» теряют смысл, на их место приходит целостное «Я», не разделённое никакими границами. Но если свой положительный образ принять легко и приятно, то с «Тенью» всё наоборот, мы наталкиваемся на сопротивление. И, чтобы возбудить интерес к исследованию теневой стороны своей личности, психотерапевту нужно придумать нечто такое, чтобы клиенту стало интересно общаться со своей теневой стороной. Кукла, игра в куклы, манипулирование куклой — это не страшно, можно ошибиться. Кукла может стать воплощением того, чего видеть и знать не хочется, потому что неприятно, страшно, стыдно… [1]

Тряпичная кукла — от этого словосочетания веет теплом. Тряпица, тряпка, тряпушка, тяпок, тряпьё, тряпочный, тряпковый, тряпичный, тряпичничать — уникальный лоскутный словарик из деревенской «ветоши», «старья» и «лохмотья», оставленный нам В. Далем [2]. Тряпичная народная кукла, традиции и вариативность технологий её изготовления, экологичность материалов. Игровая, обрядовая, подарочная, от бабушки к внучке, от матери к дочери.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей, во всём усматривался определённый смысл [2].

Кукла мотанка обогащена архетипическим содержанием, а взаимодействие с ней очень метафорично. Архетипическая природа традиционной народной куклы заранее обуславливает очень сильную, эмоционально насыщенную и энергетически заряженную реакцию человека на любое взаимодействие с ней. Архетипический вариант работы с куклой состоит из этапа изготовления и этапа терапевтической работы через куклу. Нередко бывает, что создание, сотворение куклы уже даёт большой терапевтический эффект, и в продолжении работы просто нет необходимости.

Традиционная народная лоскутная кукла даёт возможность в процессе её терапевтического использования:

  • отделить от себя нечто теневое, вынести наружу, чтобы иметь возможность это увидеть, осмыслить и изменить по собственному желанию;
  • сделать это в метафорической, игровой, а значит, ресурсной, экологической форме, минуя сопротивление;
  • травестировать нечто пугающее в себе самом, заодно отрабатывая и механизмы принятия того, что невозможно изменить;
  • вывести проблему на уровень осознания.

Показанием к использованию могут быть любые кризисные ситуации и состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, любые жизненные ситуации, требующие глубинной проработки.

Я использую традиционную народную тряпичную куклу в работе с группой и в индивидуальной работе с клиентами. Есть различные варианты терапевтической работы с куклой. Можно дать полную свободу, разнообразные материалы для изготовления и краткую инструкцию — сделай куклу «Я», как ты себе это представляешь. А можно дать определённый образец и некоторые заготовки.

В первом варианте работы есть колоссальные возможности осмысления образа себя, но с другой стороны человек оказывается в ситуации полной неопределённости и может оказаться наедине с неким первичным хаосом, в котором существование взрослого человека невозможно. Человек неповторим и уникален, только один такой существует, а значит, нет никаких общих оснований, а следовательно, нет и возможностей для контактов с ним.

Во втором варианте работы есть образец и показ процесса изготовления. Любой психотерапевт знает, как благотворно действует на клиента осознание того, что происходящее с ним происходило и происходит с кем-то ещё, а значит, является в принципе решаемым, переносимым, естественным для самой природы человеческой [1].

Хороши оба эти варианта работы, но в моей практике последовательность такова — сначала крутим-вертим (а именно такими словами описывали процесс изготовления куклы мотанки) кукол по образцу. Работая с куклой, создавая, одушевляя её, человек, сам того не ведая, метафорически изображает себя, так как главный герой любого произведения — это всегда его автор. Традиционная народная кукла — это, на мой взгляд, самое что ни на есть настоящее произведение искусства. А поскольку произведение искусства обладает целым метафорическим полем, любая метафора этого поля, в свою очередь, содержит множество смыслов, и у каждого есть возможность самому выбирать тот, который представляется ему наиболее значимым [1]. Куклы участников группы, ориентирующихся одновременно на один и тот же образец (традиционная тряпичная кукла в моём исполнении) обычно радикально отличаются от оригинала и между собой. Несмотря на то, что есть некий ориентир и заготовки в виде деревянного основания куклы одинаковой толщины и высоты, куклы получаются различными по цвету, фактуре используемых материалов, количеству элементов, и даже по высоте, у каждого получается своя «лоскутная история». От занятия к занятию, по мере того, как участники группы осваивают приёмы изготовления различных кукол: столбушка, крестушка, кукла на палочке, узелковая кукла, пеленашка, закрутка, набивная кукла-мешочек — предоставляется всё больше и больше свободы выбора материалов, выбора технологии изготовления и, конечно, ответственности за результат. Апогеем, завершением серии терапевтических встреч является изготовление куклы «Я», сопровождающееся полной свободой выбора материалов и конструкции куклы.

Иногда делаем с клиентом куклу по запросу. Например, молодая женщина очень хочет выйти замуж и по каким-то причинам, которые ей не удаётся самостоятельно выявить, не может этого осуществить. И она слышала, что есть такая кукла, которая называется «На удачный выход замуж». Да, есть такая кукла, делали её наши бабушки в пору своей молодости, когда хотели выйти замуж, причём хотели выйти удачно. У этой куклы волосы тщательно спрятаны под платок и юбка не очень широкая. Всё это символизирует готовность девушки расстаться со своей девичьей свободой и вступить в самый желанный для каждой девки статус замужней женщины, бабы, как говорили раньше, а впоследствии и матери, продолжательницы рода. И мы с клиенткой делаем именно эту куклу. В процессе создания у куклы всё сбивается, сползает на плечи платок, обнажая голову, юбка развивается. Рассказываю о платке и его значении. Носить платок — это традиция, бытовавшая и бытующая у многих народов. А традиции, как известно, просто так не возникают, они вырабатываются на протяжении веков и имеют глубокий смысл. Платок — это символ. Он как бы олицетворяет сдержанность, скромность женщины, её приверженность дому и своему предназначению.

И тогда женщина, с которой мы делаем куклу, говорит, что ей нравятся её развивающиеся волосы, и она не готова их спрятать под платок, и замуж ей не хочется, но все вокруг считают, что уже пора, и она переживает по этому поводу. Хорошая иллюстрация на тему навязанного мнения и ложных социальных установок. Иногда выявление проблемы и её осознание происходит на удивление быстро.

Очень типичным для народной игрушки является сюжет — мать и дитя. Одна из кукол несёт за спиной двух младенцев, у другой ребёнок примотан к груди, у третьей висят на поясе шесть малышей-пеленашек. «Мамки», «Няньки», «Кормилицы». Очень интересная кукла из этой серии — «Ведучка». Внешне она изображает взрослую женщину, кормилицу, ведущую перед собой младенца. Самая интересная деталь — «сросшиеся» ладошки мамы и ребёнка, рука матери как бы перетекает в руку малыша, образует единое целое с его рукой. Кукла рассказывает о важном периоде в жизни женщины: с одной стороны, это счастливое материнство, а с другой — ответственность, непрерывная забота о ребёнке. Его нельзя оставить одного, он «привязан» до поры до времени, хотя и существует уже отдельно от мамы. В жизни современной молодой мамы это бывает сложным периодом. Не хватает времени на полноценный отдых и восстановление сил, на ведение хозяйства, на мужа, на себя. Если раньше в деревнях наши предки жили большими расширенными семьями, минимум, три поколения в одной избе, и опыт семейной жизни, воспитания детей, домочадцы приобретали практически с момента рождения, то сейчас подросло поколение, где в семьях растили одного ребёнка, и бабушка с дедушкой в лучшем случае жили по соседству, а иногда — ребёнок видел их только на фотографиях. Нет опыта заботы о младших сёстрах, братьях или племянниках. И в таком случае уместным будет сделать куклу столбушку Ведучку, это станет ресурсом для того, чтобы не просто пройти испытание, преодолеть трудности, а ещё и извлечь максимум пользы. Ведь дети очень быстро растут, и нужно успеть насладиться тем, как малыш делает первые шаги, произносит первые слова, знакомится с миром, безоценочно любит своих родителей — такое не должно пройти мимо и запечатлеться в памяти, как ужасно тяжёлый период! Раньше эту куклу делали для девочек как игрушку, чтобы с ранних лет через проигрывание формировалось понимание и принятие различных ролей замужней женщины, матери, хозяйки.

Есть такие интересные куклы как Пеленашка, Перевёртыш, Бабка характерная, Баба Яга, которые символично отражают различные возрастные периоды в жизни женщины. И действительно, в процессе создания этих кукол можно многое узнать о себе, выявить проблему, осознать её, кукла «подсказывает» путь решения. У кого-то в процессе работы над куклой отваливается кукольная голова, у кого-то руки не привязываются к кукольному тельцу, развязываются фартуки. Или плетут такие пояса и столько энергии на них тратят, столько смысла вкладывают! Кукла столбушка не больше локтя, а пояс в палец толщиной и метр, а то и больше, длиной. И иногда создание костюма куклы начинают именно с плетения пояса, хотя пояс — это завершающий элемент всего процесса создания куклы и её наряда. Грудь куклы — её изготовление и прилаживание к телу всегда вызывает много эмоций, часто полярных, большое значение придаётся размеру, форме, её гармоничному размещению.

Что же всё это обозначает, как «прочитать» значение и понять смысл? Речь не идёт об интерпретации результатов, это право принадлежит целиком и полностью только хозяину куклы, её создателю. Я поделюсь достаточно обобщённым значение некоторых символов.

Руки — это средство коммуникации с миром, взаимодействия, умелости во многих делах. Пояс — перепоясывает середину тела, а это, в соответствии с мифологической моделью триединого мира, — Средний мир, мир земной, материальной жизни. Пояс подпоясывает, поддерживает спину, ось, основу, обозначает границы тела.

Кукольная пышная грудь, материализованная в тряпичной кукле, возведённая в незыблемый канон, в представлении древних славян символизировала жизнь и плодородие. «Грудастая девка» — живой пример почитания женского божества, материнского начала. Способы изготовления этой важной детали были разными, но все они схожи в том, что грудь куклы выделялась как важнейший формообразующий элемент. И место её — между головой и туловищем, между «Верхом» и «Низом» [2].

А уж о том, что символизирует голова и тело, и о чём говорит разрыв между ними (отваливается голова у куклы, голова слишком большая и т.д.),написано много и ещё задолго до меня.

Куклы-мужички были не характерны для традиционной игрушки, они участвовали в кукольных парочках. Но есть и самостоятельные персонажи — «Спиридон-Солнцеворот», например. В народе кукол-мужичков называли куклаками. Но в моей практике пока нет опыта изготовления кукол мужчинами.

Кукла Русалка — одна из любимых персонажей. Внешне изображает женщину с длинными распущенными волосами, с большим количеством украшений, в многоярусной юбке. Женщины любого возраста с большим удовольствием делают эту куклу, сначала превращаясь в маленьких девочек, которые накручивают тряпицы слой за слоем, создают вроде бы просто красивую игрушку. Но в процессе работы над куклой возникают затруднения, сопровождающиеся эмоциональными реакциями: «Ах, грудь маловата, надо переделать!», «Да что ж ты у меня куцая такая…», «Юбки надо попышнее», » Волосы не привязываются, не будешь получаться — оставлю тебя лысой!», «Ну помогите уже мне, а то я сейчас всё брошу!».

Фиксации на том или ином этапе процесса создания куклы могут привести к важным инсайтам, необходимым для успешного продолжения работы и для будущей адаптации в реальной жизни. Особого внимания требуют ситуации, когда клиент не может самостоятельно справиться с затруднениями. Работая с фиксациями психотерапевт столкнётся с актуализацией различных проблемных ситуаций клиента. Вот тут и понадобятся знания и умения терапевта справляться со всплывающими из бессознательного содержаниями.

Когда кукла завершена, сколько открытий:

  • «Спасибо за тему. Для меня это дорожка к себе, но дорожка, давно забытая, затоптанная, спрятанная… А тут, бух! Хочешь-не-хочешь, нужно идти, и, возможно, там я и найду ответы на вопросы, которые давно мучают. Я спрятала свою Русалочку от самой себя, а теперь вот она, вылезла, выплыла и требует, чтоб на неё обратили внимание. Буду с этим работать. Впускаю её в свою жизнь!!! Ведь это часть меня и игнорировать её не имеет смысла, нужно принять, полюбить, осмыслить…».
  • «Русалочка и изготовление других куколок вытащили из меня то, что хранилось во мне глубоко, я поражена, какой силой обладают эти встречи, проходит время, и понимаю, что я по-другому реагирую на некоторые вещи, и всё вокруг меняется, становясь каким то качественным… Я очень благодарна за то, что достали из моих душевных глубин то, что мне долго не удавалось… Спасибо, что стала смотреть на себя и свою жизнь лучше и бережней!»

Клиенты часто спрашивают, можно ли что-то отрезать, подшивать на уже готовой кукле, можно ли её переделать, что делать с куклой, когда она уже «отработала». Наши бабушки и прабабушки готовых кукол не переделывали, на завершённой кукле ничего не отрезали и уж тем более не уничтожали.

Создавая куклу, как образ «Я», человек работает с непостижимой для сознания глубиной. А работа с глубиной — это работа с сущностью, которая в силу своей непостижимости не может быть ни плохой, ни хорошей. А поскольку сущность неделима, то доступ человек получает к ней целиком. Работа с куклой построена на понимании и принятии: во мне нет ничего лишнего и уж тем более подлежащего уничтожению, нет ничего, что было бы очень страшным — ведь страшно лишь то, чего я пока не знаю, а на самом деле я красивый, умный, сильный, благородный, честный и т.д.

Работая с архетипической куклой, человек оказывается на том уровне, где принятие себя, своей самоценности и самодостаточности оказывается неизбежным, что в принципе и может считаться одним из главных психологических механизмов эффективности подобной работы.

Список литературы:

  1. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетка в психотерапии. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 192с.
  2. Дайн Г.Л. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики. — Хотьково, 2012. — 248 с.

Добавить комментарий