Если ты думаешь, как все, ты уже ошибаешься. Все думают по-разному.

В самом древнем авторитетном и цитируемом трактате «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.-IV век н. э.) про то, что такое поза в йоге, написано лишь, что она должна быть неподвижна и удобна, или стхира сукха асанам. Что достигается при прекращении усилия или сосредоточении на бесконечном. И благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей. И это всё…

Так кто же «придумал» йогу? Некоторые считают, что Шива. Возможно, так оно и есть. Однако в «Шива-самхите», тексте, дарованном людям самим основателем йоги, упоминаются только 6 асан. Остальные, видимо, люди додумали сами.

Практики Средневековья вполне обходились ограниченным набором асан.

  • В «Хатха Йога Прадипике» Свами Сватмарама перечисляет 15 поз йоги.
  • Примерно через двести лет их количество удваивается. В «Гхеранда Самхите» Гхеранда указывает 32 позы для йоги, которые «можно использовать людям в этом мире». И это самое большое количество асан, описанных в средневековых трактатах.

Но настоящий асана-бум стартовал совсем недавно — с начала второй мировой войны. Причём очень стремительно. Ещё до 1920-х темы асаны и хатха-йоги, как правило, отсутствуют в популярных руководствах. Но уже в 1965 году Б.К.С. Айенгар в «Йога Дипике» подробно комментирует позы йоги в количестве 200 штук. А через 18 лет Дхарма Митра составляет в дар учителю плакат с изображениями 908 асан! Причём изначально для своего творения он сделал 1350 фотографий поз. Но это ещё не предел. По выражению Дхармы Митра, «даже сегодня десятки новых поз каждый год создают истинные йоги всего мира».

Да, йога стала ближе к людям. Это уже не мистическая практика, доступная единицам посвящённых, а феномен поп-культуры. Необязательно читать древние первоисточники в оригинале, чтобы считаться практиком йоги. Можно даже не знать, что такое читта-вритти-ниродха и кто такой Патанжали. Достаточно выложить эффектное вау-фото своего тела, закрученного какой-нибудь позой, в Инстаграм или профиль соцсети, и в век больших скоростей, и вы тут же можете гордо именовать себя «йогом».

На рубеже XIX–XX веков в атмосфере враждебности и высокой подозрительности к таким «йогам» инициирует возрождение древних традиций своего народа Вивекананда.

И, ссылаясь на хатха-йогов, проживших пять сотен лет, он восклицает: «Что из того? Я бы не хотел жить так долго, «довлеет дневи злоба его» («Довольно для каждого дня его заботы», Матфей 6.34)«.

По иронии судьбы Вивекананда умрёт через два года, в возрасте 40 лет.

Жозеф Альтер, один из ведущих в мире исследователей исторической социокультурной антропологии Южной Азии, заявил, что не Вивекананда и Ауробиндо, а скорее Евгений Сандов, известный культурист, оказал наибольшее влияние на формирование популярной современной йоги. Его пример воодушевил тысячи индийцев заняться культуризмом и бодибилдингом.

Отмечу, что Cурья намаскар, техника, которая считается «традиционной» для индийской йоги, была задумана культуристом Пратинидхи Пантх (1868–1951) и затем популяризирована другими культуристами, Айером и его последователями, как метод бодибилдинга, а не часть йоги. В 1928 году Пантх издал книгу «Сурья Намаскар», В результате простой и незатейливый гимнастический комплекс Сурья Намаскар приобрёл благообразный вид «древней практики, дошедшей к нам из глубины веков».

Но это вовсе не означает, что, исполняя десятки асан, вы не занимаетесь именно йогой. На самом деле, не сами асаны делают из вас йогина, а лишь вы сами. И важно, не какие асаны вы выполняете, а как, в каком состоянии и сосредоточении. Йога, она в вас. Нигде вовне её нет.

Добавить комментарий