Каждый декабрь город Бхубанешвар — столица восточно индийского штата Орисса — становится своего рода Меккой для исполнителей классического танца Одисси. Не только именитые танцевальные Гуру, но и молодые, подающие надежды танцоры стремятся принять участие в двух ежегодных Международных Фестивалях Танца Одисси.

С 19 по 29 декабря 2012 года изысканную грацию танца Одисси представили на сцене концертного холла «Робиндра Мандап» более 200 танцоров из Индии и других стран мира (Австралии, Бангладеш, Бразилии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Израиля, Малайзии, России, Сингапура, Нидерландов, Великобритании, Украины, США).

Необычайно лиричный индийский классический танцевальный стиль Одисси за его пластику телодвижений и изысканность изгибов тела часто называют «танцем ожившей скульптуры». Он пропитан тонким эротизмом, но, вместе с тем, наполнен глубоким духовным содержанием. Своими корнями он уходит в прошлое Индии на два тысячелетия. Когда-то этим искусством владели храмовые танцовщицы Восточной Индии (махари), которых считали жёнами богов. Их сакральный танец, исполняемый для божества в святилище храма, был танцем обольщения и в то же время говорил о глубокой внутренней преданности Высшим Силам Мироздания.

Едва не утраченный к началу 20 века стиль Одисси получил второе рождение после обретения Индией независимости (1947 г.). Вышедший из храма на сцену, он был официально объявлен одним из семи классических танцевальных стилей Индии и стал достоянием мировой художественной культуры.

В наши дни современный Одисси стремительно развивается, находя всё новых и новых последователей во всём мире.

Организаторы ежегодных Международных Фестивалей Танца Одисси в Бхубанешваре — как отдельные энтузиасты, видные деятели культуры и искусства, так и правительственные структуры штата Орисса — преследуют цели: объединить танцоров Одисси из разных уголков земного шара в одно мировое сообщество; дать им возможность выступить на священной земле Ориссы, где этот танец возник; дать им новое вдохновение и мощный стимул для дальнейшей популяризации этого искусства во всём мире.

В конце ноября 2012 года я и хореограф нашего ансамбля «Натараджа» Ангелина Уханова также совершили своё очередное танцевальное паломничество в Ориссу с тем, чтобы в четвёртый раз пройти интенсивный двухмесячный учебный тренинг в государственном — Центре Изучения Одисси им. Гуру Келучарана Мохапатры (GKCMORC). Мы стремимся каждый год приезжать в GKCMORC к нашей учительнице Гуру Мукти Лата Пал с тем, чтобы повысить наш исполнительский уровень и пополнить наш репертуар новыми жемчужинами — классическими произведениями, созданными великим Гуру стиля Одисси Келучараном Мохапатрой, а также композициями современных мастеров. В этот раз мы выучили два новых и получили необходимые коррекции трёх ранее изученных танцев.

За два месяца учёбы нам удалось посетить большое количество живых концертов танца и музыки Одисси, что также неимоверно обогатило наш опыт. Разумеется, мы здесь имеем возможность выступать сами на престижных фестивалях, в высших учебных заведениях. И эти возможности не только почётны для нас, но и являются своего рода экзаменами, когда мы выносим на суд взыскательной публики Ориссы свои новые достижения.

В этот раз на двух Международных Фестивалях Одисси мы исполнили дуэтом Паллави, поставленное Гуру Келучараном Мохапатрой на рагу Хамсадхвани («Лебединая Песня»), что вызвало живой отклик у публики и большой резонанс в танцевальных кругах Бхубанешвара.

Однако настоящим экзаменом Ангелины Ухановой стало участие в проходившем в рамках Международного Фестиваля Конкурса молодых исполнителей Одисси «Odissi Talant Search». Неоднократно Ангелине доводилось одерживать победу на конкурсах Индийского Классического Танца в России. Так ей были присуждены 1-я и 2-я Премии в детской категории на Всероссийских конкурсах Индийского Классического Танца в Москве (1998, 1999 гг.) и в Казани (2002 г.), которые проводились Индийским Культурным Центром им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии.

В апреле 2012 она заняла 1-е место среди взрослых продвинутых исполнителей Одисси на Всероссийском Фестивале-Конкурсе в Москве, организованном Фондом изучения индийского культурного наследия «Нритья Сабха». Но соревноваться в Индии с индийскими исполнителями Одисси и танцорами из 16 стран мира, из которых подавляющее большинство индийцы по происхождению, было для Ангелины впервые.

По совету нашей Гуру Мукти Латы Пал, она станцевала на конкурсе 17-ю Песню «Гиты-Говинды» — знаменитой поэмы средневекового орисского поэта Джаядевы (12 век), которая повествует о страстной любви бога Кришны и пастушки Радхи. В этом танце нет динамичных телодвижений. Это — смысловой танец-рассказ, где танцор в полной мере должен продемонстрировать своё мастерство в сложнейшем искусстве «абхинайи». Это означает: посредством телодвижений, поз, жестов рук (мудр), мимики лица, игры глаз интерпретировать слова песни, под которую исполняется танец; глубоко самому прочувствовать и донести до зрителей не только содержание, но и контекст произведения, передать мельчайшие оттенки человеческих чувств. Артист должен вовлечь зрителей в изображаемую ситуацию, заставить их сопереживать, плакать и смеяться, любить и ненавидеть и т.п.

Из нескольких десятков участников конкурса в возрастной категории от 20 до 30 лет было отобрано 10 лучших исполнителей Одисси, набравших более 75 баллов. Однако Ангелина не ожидала, что её талант получит наивысшую оценку: она оказалась на вершине этой десятки!.. Жюри, состоявшее из именитых танцевальных Гуру, авторитетных критиков, деятелей культуры, было просто в замешательстве: как смогла неиндианка показать такой высокий уровень исполнения абхинайи?!

Примечательно, что, помимо Ангелины, в десятке лучших танцоров оказались ещё 2 русские танцовщицы: Вринда Рани (Санкт-Петербург) и Таисия Шпульникова (Москва)…

Наша последняя поездка в Ориссу принесла нам большое моральное удовлетворение ещё и потому, что мы помогли 2-м нашим студенткам тоже осуществить их заветную мечту — побывать в Индии. Одна из лучших танцовщиц ансамбля «Натараджа» Антонина Швыркова 10 лет изучает стиль Одисси под нашим руководством. Ирина Дронова занимается у нас около 3-х лет, однако уже в прошлом году на Всероссийском Фестивале-Конкурсе Индийского Классического Танца в Москве она заняла 1-ое место среди начинающих взрослых исполнителей Одисси.

Ирина и Антонина прилетели в Бхубанешвар за 13 дней до конца нашей поездки. Встречая их в аэропорту, мы немного волновались, как же они воспримут реальную Индию с её поразительными контрастами, совершенно непохожей на нашу, культурной средой? Но наши опасения не оправдались. Самозабвенно много лет изучающие индийское танцевальное искусство, девушки оказались готовыми адекватно воспринять окружающую действительность. Индия приветливо распахнула перед ними свои двери.

Вот как восторженно они делятся своими впечатлениями.

Ирина Дронова: «Индия — страна живых эмоций! Глаза её жителей излучают мощную энергетику. Их переполняют эмоции: радость, грусть, любопытство… Всё, что угодно, но только не равнодушие и пустота. В Индии заряжаешься оптимизмом, радостью жизни, интересом к людям»…

Антонина Швыркова: «Прежде всего, в Индии для меня было необычным и даже шокирующим повышенное внимание к нам местных людей. Поражает также обилие и яркость красок: ярко окрашенные дома, настоящие картины на заборах и даже разрисованные грузовики!.. Очень понравилась острая индийская кухня… Очень хотелось бы поехать на Север Индии, в Гималаи»…

Живя с нами в общежитии Центра Изучения Одисси, Ирина и Антонина также имели возможность посещать групповые танцевальные классы. Они очень волновались, когда им пришлось по просьбе нашей учительницы станцевать для неё Мангалачаран, которому мы их научили. Но Гуру Мукти Лата Пал осталась очень ими довольна.

Трудно описать словами и невозможно переоценить то творческое вдохновение, которое мы все четверо получили, посетив 3-х дневный Фестиваль Танца Одисси «Mukteshwar Dance Festival», Музыкальный Фестиваль «Rajarani Music Festival», проведя фотосессию в древних храмах Бхубанешвара, совершив незабываемые экскурсии по достопримечательностям Ориссы (деревня Рагхураджпур, священный город Пури, храм Солнца в Конарке, озеро Чилика), а также увидев выдающиеся памятники могольской и современной культуры в г. Дели. Но это уже тема для отдельного рассказа.

Добавить комментарий