Люди любят делить всё на типы, в том числе самих себя. Польза типизации несомненна. Она позволяет проще ориентироваться в реальности, быстрее объяснять друг другу сложные явления, надёжнее прогнозировать будущее поведение того или иного объекта.

Существует огромное, очень полезное и сложное направление деятельности — профайлинг, которое объединяет в себе психологические, социально-экономические и маркетинговые подходы к типизации личности.

Любую типизацию полезно время от времени пересматривать, в особенности это касается типизации эволюционирующих объектов. Одним из мощных подходов к пересмотру сложившейся модели мира мы обязаны Фридриху Ницше и его работе «По ту сторону добра и зла».

Речь идёт о том, что в процессе эволюции появляются новые формы жизни, мышления, поведения, которые ставят под вопрос осмысленность устоявшихся стандартов. Поскольку эти стандарты служат основой самосознания для целых социальных групп, процесс отказа от старых стандартов и перехода к новым типизациям может растягиваться на поколения или, по крайней мере, на несколько бизнес-циклов.

В обществе, состоящем из аристократии и плебса, аристократы сделают всё, что в их силах, чтобы противостоять риску стирания границы между их высоким статусом и серой массой.

Однако современное общество состоит не из двух, а из сотен сегментов, и большинство из них различаются не по строго измеримым критериям, а по сугубо условным культурным. Всё чаще определение социальной принадлежности сводится к самоопределению: ты тот, кем ты себя считаешь. Не ровен час, мы увидим воплощение квантовых законов в повседневной социальной жизни, когда лишь специфика наблюдателя будет всецело определять критериальную реальность объекта. Представьте, смотрите вы на себя в зеркало и думаете: «Ну, точно, избранный!» — и замечаете всё больше подтверждений тому, что образ Нео братья писали с вас.

Одна из распространённых шкал в психологической типизации и профилировании — «конформность», которую в народе также называют конформизмом. Она указывает на то, насколько личность определяет себя и своё поведение через сообщество или через собственные осознанные ценности. Природа ценностей при этом может быть не обязательно социальной, а, например, физической или эволюционной. Вспомните людей, вся жизнь которых посвящена выздоровлению от болезни. Подумайте о гениях, которые не могут жить спокойно, а ищут ответы на вопросы, которые вообще-то никому не интересны.

Конформность — это шкала, а не бинарный критерий, потому что в реальной жизни трудно найти человека, который полностью лишён индивидуальности или, наоборот, полностью свободен от идентификации с определённой группой.

Конформность любопытна тем, что, будучи совершенно естественным и необходимым свойством социального существа, она у многих вызывает презрение. Слово «конформизм» обладает сильной негативной коннотацией и чуть ли не синонимично серости, глупости, слабости, отсутствию лидерских свойств.

И часто бывает так, что мы оцениваем поведение другого человека как конформное и принижаем его значимость. Всё бы ничего, но далее мы прогнозируем будущее поведение этого человека заведомо как конформное. Но, если спросить у него, чем он руководствовался, можно выявить совершенно неконформные мотивы. Не зная о них, мы попадаем в ловушку сознания: мозг любит экономить энергию и пользуется малейшей возможностью «записать» явление в одну из двух категорий. И какое разочарование ждёт его, когда прогноз окажется неверным, потому что критерий конформности вообще неприменим в данном случае!

Полагаю, мы входим в эпоху, в которой нам требуется новое определение. Конформность не описывает все варианты поведения. Она, скорее, отражает наше собственное восприятие, иными словами, указывает на то, подобно ли наблюдаемое нами поведение на другие знакомые нам примеры, и сколько этих примеров. Реально же это поведение может быть никак не связано с подобными ему примерами, которые мы знаем.

Новое определение — это нонформизм. Если конформизм характеризует поведение, грубо говоря, «как все», а нонконформизм — «против всех», то нонформизм — это реальная свобода от определения себя через других.

Нонформизм — явление нового витка эволюционного развития, на котором социальное позиционирование перестаёт быть фактором роста (за счёт диалектики «нормальный/особенный») и остаётся данностью, не более чем параметром среды. На смену социальному позиционированию приходит критерий отношения к социальной системе. Явно напрашиваются четыре варианта:

  1. я ей подчиняюсь;
  2. я её использую;
  3. я её развиваю;
  4. я пытаюсь создать новую.

Резюме

Не удивляйтесь, что ваши попытки типизировать и прогнозировать поведение людей по критерию конформности будут всё чаще проваливаться. Перестаньте переживать по поводу того, насколько независимо ваше поведение. В новой эпохе это не имеет значения. Обращайте больше внимания на целесообразность поведения с точки зрения реализации значимых ценностей. И, пожалуй, самое главное: если вы встречаете человека, который ведёт себя то как конформист, то как нонконформист, перед вами представитель новой породы нонформистов — человек, которому не важно, похож он на всех или не как все. Это человек, от которого можно учиться, у которого можно перенимать опыт, чтобы ускорить своё эволюционное развитие и повысить свои шансы на выживание в новой эпохе.

* Ранее термин «Нонформизм» как название художественного стиля (или серии произведений) применил московский художник Павел Дурасов.

* Возможно, вас заинтересует работа Джона Сибрука «Nobrow…» на близкую тему. Ханжеской классификации highbrow / lowbrow, которая делит людей на недалёких обывателей и интеллектуалов, Джон противопоставляет новый подход, предполагающий, что высота подъёма бровей ни о чём не говорит.

Добавить комментарий