Что такое ТОП?

У телесно-ориентированной психологии (психотерапии) есть чёткое определение, зафиксированное в Википедии: телесно-ориентированная психотерапия — направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Поскольку с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта в каком-то смысле работает даже классический массаж, я решил поделиться своими соображениями относительно сути ТОП. В тексте я попробую задать рамку терапевтической деятельности, которой занимаюсь, и которая как раз и принадлежит большой семье методов телесно-ориентированной психологии. Конечно, существует некоторая сложность, поскольку в этом пространстве прекрасно соседствуют школы, которые опираются на разные представления о человеке и демонстрируют разные пути к здоровью, тем не менее, я попытаюсь дать простое функциональное определение телесно-ориентированному подходу в целом и обозначить отличительные навыки телесно-ориентированного специалиста. Очевидно, моё представление субъективно и основано только на личном опыте, и всё же я надеюсь, что достаточно точно передам суть и атмосферу ТОП.

Моё собственное представление о телесно-ориентированной психологии было сформировано теорией и практикой Структурной Психосоматики — современной компилятивной методологии. Название этой методологии я нахожу очень удачным и, опираясь на него, попробую раскрыть историю и особенности телесно-ориентированного подхода.

Психосоматический

Термин «психосоматический» вошёл в обращение в начале XIX в., в период «романтической медицины». Это волнующее словосочетание вполне определяет и современные тенденции и обозначает опору на концепцию человеческой целостности, обращается к иррациональности психики в противовес чистому рационализму.

Человек периода «романтической медицины» — это микрокосм, глобальное единство, но не совокупность органов и их функций. Болезнь — это дисбаланс, вызванный взаимодействием биологических, моральных, психологических и духовных факторов. Компенсация или адаптация, добавили бы современники. Название «психосоматическая медицина» впервые использовал в 1818 г. немецкий психиатр Иоганн Гейнрот (J. Heinroth) в своей публичной лекции. Он объяснил многие соматические болезни как психогенные, прежде всего в этическом аспекте. Например, причины туберкулёза, эпилепсии и рака он рассматривал как результат переживаний чувства злобы и стыда, а особенно, естественно, сексуальных страданий. Психиатрия тогда укоренялась в составе медицины, и именно в этот период появился термин «психосоматика». А десять лет спустя М. Якоби ввёл понятие «соматопсихическое», как дополнение «психосоматическому», и указывал на связь душевных расстройств с материальными изменениями внутренних органов тела.

Что же было до романтического периода?

Античный философ Сократ утверждал, что все болезни тела связаны с душевной болью, а Платон, ученик Сократа, писал о том, что нельзя лечить тело, не уделяя внимания недугам душевным, так как тело и душа неразделимы. Следующий отрывок из платоновского диалога «Хармид» можно вообще привести, как прямую рекомендацию к протоколу телесно-ориентированной работы с демонстрацией в финале психосоматического мышления (или рефрейминга смысла … или лого-терапевтического утверждения Виктора Франкла): «Если будет хорошо с глазами, то хорошо пойдёт и с головой (головной болью — прим.), а если будет хорошо с головой, то будет хорошо и всему телу, а тело нельзя лечить без души. Ибо от души идёт всё — как доброе, так и злое, как на тело, так и на всего человека… А душа должна лечиться особыми целебными разговорами…». Однако эти целебные разговоры должны быть и красивыми речами. Благодаря речам такого рода в душе преобладает благоразумие. Можно сказать, что молодому человеку повезло с его головной болью, так как благодаря излечению головы он сможет улучшить всю свою душевную жизнь!».

Древнегреческий врач Гиппократ был убеждён в необходимости изучения природы человека и различных сторон его жизни, включая питание, поведение и психические функции, чтобы эффективно бороться с недугами. Именно Гиппократ ввёл в науку понятие «темперамент» под которым понимал, как физиологические, так и индивидуальные психологические особенности человека, включая склонности к тем или иным болезням.

Римский поэт-сатирик Децим Юний Ювенал в своей десятой сатире написал всем хорошо знакомое — «в здоровом теле, здоровый дух».

Так же, одним из духовных отцов становления психосоматического подхода следует считать Фридриха Ницше. Он создал философию, которая «исходит из тела и нуждается в нём, как в путеводной нити», говорил о «разуме тела», его «множественности с единым смыслом». Ницше не только предвосхитил ряд концепций Фрейда в учении о бессознательном и об аффектах, но и дал много указаний врачам по этому вопросу.

Зигмунд Фрейд выдал миру знаменитую теорию о «бессознательном», как продукте вытеснения. В результате чего, некоторые достаточно серьёзные заболевания попали в категорию «истерических» или «психосоматических», например, бронхиальная астма, аллергии, мнимая беременность и мигрени.

И так далее…

Структура

Второе слово в названии телесно-ориентированной методологии, которую мы рассматриваем, является слово «структурная». Структура — именно то, что определяет современный телесно-ориентированный подход.

Современный период телесно-ориентированной психологии наступил в результате практического наблюдения австрийского психотерапевта Вильгельма Райха, который связал описание проблематики своих пациентов с их специфическими телесными напряжениями, своеобразным телесным «панцирем». Райх разделил этот «панцирь» на сегменты, известные сейчас, как «пояса Райха», по принципу расположения в теле и подавления специфических эмоциональных процессов, например, плача, страха, гнева, истинной скорби, отвращения и т.д. В детстве напряжения возникают в качестве защиты против беспокойства, которое возникает у ребёнка из-за проблем выражения его сексуальности (жизненной энергии) и сопровождается страхом наказания. Затем, подавление телесных импульсов становится постоянным и автоматическим, обуславливает черты характера и формирует мышечный «панцирь».

Вильгельм Райх, как ученик Фрейда, в своей работе с пациентами опирался на психоаналитический метод исследования, поэтому сочетание телесной работы, психоанализа… и энергетики (за обращение к которой Райх заплатил свободой и репутацией) можно считать классикой ТОП. С тех пор было разработано множество подходов к психологическому исследованию, терапевтической тактике и стратегии, однако и сейчас наиболее часто приходится слышать о «катарсическом» решении вопроса, что является показательным признаком старой школы. Идея о том, что осознание и выражение «запертой» в теле эмоции является терапевтическим фактором и целью терапевтической работы оказалась очень устойчивой. Теоретически, такое выражение является освобождением человека от проблем, признаком успеха терапии и фактом исцеления. В действительности, так происходит не часто.

Мышечный «панцирь» не просто блокирует выражение эмоций и чувств, спровоцированных движением витальной энергии, он лишает человека возможности обучиться осознанному, взвешенному, прагматичному контролю этих эмоций, лишает опыта этих чувств и превращает их в пугающее своей бесконтрольностью, нечто внутри его тела. Окружение человека: его друзья, близкая компания, работа, хобби, партнёр, стиль жизни в целом выстраиваются, как дополнение и расширение психологической защиты, «внешняя» часть мышечного «панциря». Жить — становится способом снизить нагрузку, чтобы витальные импульсы и чувство глубокой некомпетентности в вопросе их использования беспокоили как можно меньше. Прямая попытка быстро и устойчиво «разблокировать» напряжённую зону привела бы к кризису беспокойства, дезориентации и психосоматическим симптомам. Так что имеется большой плюс в том, что это не так просто сделать.

Напряжения либо «упрямы», либо тело хорошо прячет те небольшие, но важные участки, которые критически отвечают за контроль. Часто речь идёт о составном напряжении или «телесной метафоре», «вещи в теле», освобождение от которой должно произойти во всём объёме, в противном случае, то, что осталось, вновь «отрастит» необходимое.

В отсутствие специалиста, способного проанализировать этот психосоматический клубок и понять, как он работает, можно просто регулярно освобождать тело от напряжений, давать ему опыт большей свободы и возможность переживать витальные импульсы, просто тренировать человека полноценно переживать себя. Возможность кризиса тут минимальна, но это долгий путь.

Психолог

Телесно-ориентированный психолог нужен, чтобы сократить этот путь:

  • Обучить контролируемому переживанию эмоций, чтобы клиент позволил себе наполнить свою жизнь чувствами;
  • Снабдить основным набором необходимых в новой жизни навыков;
  • Поддержать в момент разрушения старого субъективного мира и создания нового.

Для того, чтобы осуществить всё это, терапевту нужно понимать структуру проблемы, сложить в своём воображении модель того, как это работает. А значит, ему необходим навык слушать клиента, задавать правильные вопросы и быть способным понять ответ, большая часть которого содержится в едва заметных движениях тела.

ТОП

Что же такое телесно-ориентированная психология?

Это инструмент целостного общения, который помогает восполнить пробелы жизненной квалификации.

По-моему, это исчерпывающее определение. Психологу в этом случае надо обладать набором качеств, которые странно звучат и нечасто встречаются. Ну, например:

Это способность слушать, быть восприимчивым и внимательным, видеть в словах движение или его отсутствие, а в движении или его отсутствии слышать слова. Это умение анализировать, моделировать, понимать смысл эмоции, природный импульс ментальной конструкции, видеть логику чувств. Улавливать историю в теле и телесное в истории. Быть зрителем, режиссёром… «видеокамерой». Уметь говорить руками и прикасаться словом. Иногда — просто быть собой.

Вот, такая «рамка терапевтической деятельности», о которой я писал в первом абзаце. Хочется закончить размышлением о том, чем может быть для кого-то телесно-ориентированная психология.

Телесно-ориентированная психология может быть философией, способом постижения, наверное, самой волнующей реальности из возможных — субъективной реальности чувствующего существа, может быть дисциплиной, во всех смыслах этого слова. Школой. Способом восприятия. Инструментом служения Жизни. Способом помочь кому-то внести в свою жизнь нечто экзотическое… или прожить за одну жизнь — несколько. Вдруг для полного счастья не хватает именно этого.

Добавить комментарий