Многие люди очень боятся взрослеть, стремятся как можно дольше задержаться в безмятежном детстве, ни за что не отвечать, иметь право на поблажки, не задумываться о неприятном, получать от мира одобрения и поглаживания, «принимайте меня таким, какой я есть», — часто говорят они…

А кто вообще знает, что такое быть «взрослым»? Порой некоторые понятия так обрастают мусором ненужных смыслов, что за ними уже не видно подлинного значения. Так и со словом «взрослость», в голове всплывает куча родительских нравоучений, манипуляций со стороны окружающих — «ты же уже взрослый/ая»

Глубина этого понятия по-настоящему раскрылось мне после приезда в Израиль. Всё изменилось, когда оно прозвучало на иврите и открылось под углом, над которым я ранее никогда не размышляла. Это было много лет назад, на лекции одного Раввина, который рассказывал о двух основных духовных состояниях человека: «катнут» и «гадлут» — маленькое и большое.

В состоянии «катнут» сознание индивида не зрелое. Он воспринимает всё через призму «мар ве маток» — горькое и сладкое. Весь во власти чувственного постижения, он не видит картины целого, не видит Замысла происходящего с ним, а способен лишь к самому простейшему анализу. Если ему приятно «маток» («сладко» — ивр.), значит, это хорошо. Если ему не приятно «мар» («горько» — ивр.), значит, это плохо.

В состоянии «катнут» он не способен мыслить в категориях ценности развития, а стремится лишь к покою и наслаждению, словно младенец. Он хочет, чтобы мир о нём заботился, давал любовь, наполнял, принимал таким, какой он есть, а когда этого не получает, человек испытывает жалость к себе — «мар» — горечь.

В состоянии «гадлут» сознание человека становится зрелым настолько, чтобы воспринимать более полную картину, он видит происходящее через призму «шекер ве эмет» — ложь и истина. Чувственные состояния для него становятся не особо важны, а в оценке происходящего появляются принципиально новые категории — ценность развития и понятие «тикун» («исправление» — ивр.)

Лектор приводил аналогию, если человек заболел, то, чтобы исцелиться, ему надо принять горькое лекарство. В состоянии «катнут» человек словно ребёнок лишь плачет от горечи и не понимает намерения Врача.

В состоянии же «гадлут» он по-прежнему чувствует горький вкус лекарства, но принимает его осмысленно и с благодарностью, постигая новую категорию «эмет» — истину — и тогда ему раскрывается суть процесса «тикун» (исправления), замысел происходящего и подлинное намерение Врача.

Он рассказывал о том, что многие люди так никогда и не переходят в состояние «гадлут», оставаясь инфантильными до самой старости.

Лектор подчёркивал, что если взрослый человек остаётся в состоянии «катнут», то он неизбежно проецирует свою систему ценностей на других и убеждён, что и для других «маток» — это хорошо. И привёл пример, как у одного маленького мальчика был диатез на сладкое, выражалось это аллергической реакцией, раздражением и воспалением на коже. Он, как водится в таких случаях, обожал сладкое и не знал в этом меры. Родители запрещали ему есть больше одной конфеты в день. Мальчик плакал и обижался на родителей, считая их жестокими и плохими. Зато он очень любил бабулю, которая в своё время пережила голод и войну, она была хорошей и доброй, жалела внучка и тайком от родителей давала ему сладости. Так постепенно диатез перешёл в другое хроническое кожное заболевание.

В заключении Раввин сказал, что если человеком управляет «мар» — горечь и жалость к себе, он находится в состоянии «двойного скрытия», в этот момент по свойствам своим он бесконечно далёк от Творца и не способен к «тикун» (исправлению), не способен к самосотворению.

Лишь перестав зацикливаться на горечи и жалости к себе, намереваясь понять Замысел происходящего, человек может постичь, что вся Природа мироздания стремится к развитию. Лишь тогда его сознание взрослеет, он переходит в состояние «гадлут». А, находясь в нём, человек уподабливается по свойствам Творцу и становится способным к со-творчеству.

Переход из состояния «катнут» в состояние «гадлут» — это и есть «тикун» (исправление себя). Лишь достигнув состояния «гадлут», человек может стать поистине Дающим и полезным миру…

От себя могу ещё добавить, что в состоянии «гадлут» человек не склонен к безапелляционным, чёрно-белым суждениям, он уже способен смотреть на вещи, в том числе и собственные «недостатки», под разными углами. Рассматривать их до тех пор, пока не поймёт, как именно правильно применять свои свойства, чтобы каждое из них приносило ему пользу и способствовало развитию. В человеке нет ничего лишнего, важно лишь понять, что именно делать со всем тем, что нам дано.

Как сказано нашими мудрецами: «В самых тёмных местах раскрываются самые большие света».

Добавить комментарий