Многие люди, познавая современную психологию и новые направления в ней, от психоанализа, арт-терапии, гештальта и до НЛП, считают некоторые теоретические концепции, сформулированными авторами наших дней, открытиями. На самом деле, все новое — хорошо забытое старое. Структура (модель) личности человека от своего сотворения до наших дней особо не меняется. Меняется образ жизни, технологии, среда, но Человек сохраняет свои механизмы личностного (психического, духовного, душевного) развития. Конечно, технологии и современная среда вносит свои коррективы в развитие личности, но это как раз и есть проявление взаимосвязи формирования личности и той среды, в которой она развивается. В наше время существует много разных походов, авторских концепций, описывающих строение (структуру) личности и её развитие, но после знакомства с ними напрашивается вывод: все теоретические концепции о строении и развитии личности человека либо дублируют друг друга, либо дополняют.

Я, имея психологическое образование, изучая религиозные писания, эзотерические подходы, а также народную мудрость (притчи, пословицы, поговорки, анекдоты), пришёл к выводам, что ни религия, ни эзотерика, ни наука, ни народная мудрость не противоречат друг другу. Наоборот, после знакомства с этими, казалось бы, на первый взгляд, противоречащими друг другу, направлениями, появляется целостное видение картины окружающего мира, общности, как в отношении личности человека и её развития, так и в отношении Вселенной и Её развития в целом.

На этом канале мы будем изучать взаимосвязи разных направлений в отношении взглядов на строение личности человека и её развития (да и Вселенной в целом,) делиться своими наблюдениями и выводами. Законы Христианства этому не противоречат (несмотря на заявления некоторых, что ум, знания, рассуждения и т.п. — от дьявола). Приведём в оригинале первую заповедь Христианства (Мф. Г. 22:ч. 36–40):

36. Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?

37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею (не исправляю, так в оригинале) твоею и всем разумением твоим:

38. сия есть первая и наибольшая заповедь;

39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

И я бы добавил — и все направления в современной психологии тоже. Для начала вспомним классические положения транзактного анализа Эрика Берна и сопоставим с предыдущей информацией:

Я-не О ‘Кей Ты — О ‘Кей.

Нелюбовь к себе. Отрицания своей идентичности. Принятие окружающих. Процветают идеализация и кумирство ближних.

Я-О ‘Кей Ты — О ‘Кей.

Здоровая позиция. Принятие себя и окружающих.

Мир прекрасен и удивителен. Принятие своей идентичности и идентичности ближних.

Я-не О ‘Кей Ты — не О ‘Кей.

Нелюбовь к себе и ближним. Безысходность. Отрицание себя (своей идентичности) и отрицание ближних (их идентичности.

Я-О ‘Кей Ты — не О ‘Кей.

Возвышения себя, чрезмерный эгоизм, гордыня, нарциссизм.

Здоровая позиция: Я-О ‘Кей и Ты — О ‘Кей — Принятия себя и принятие других. Аналогия Христовой заповеди.

Теперь о том, как может проявляться данная заповедь (позиция) через «сердце, душу и разумение». О чём это. Для начала немного внесём некоторые корректировки для понимания. Сердце на языке нашего времени ассоциируется с эмоциями, аффектами, душа с длительными состояниями, чувствами, переживаниями, разумение с мышлением, памятью, восприятием, воображением, вниманием. Психологи говорят об эмоциональной и когнитивной сферах личности. Христианский термин «здравие» включает в себя здоровое состояние всех сфер личности. Начнём с любви к Богу через разумение. Полюбить Бога всем разумением своим как раз нам может помочь наука.

Большинство учёных, после серьёзного изучения своей области в науке приходили к пониманию разумности происходящих процессов в природе (и Вселенной в целом). Чем талантливей и образованней человек, тем больше понимания разумного устройства Вселенной (и личности человека как её части). Отрицание этой разумности может быть вследствие именно безграмотности человека (не любви разумением) и его невежества. Безграмотность, невежество, непонимание и незнание — приводить к тому, что человек отрицает разумность всех происходящих процессов в природе и с человеком (обобщим — во Вселенной). Почему же тогда некоторые учёные отрицают разумность существования Вселенной, природы, человека. Ответ простой — не всегда научные методы и инструменты могут исследовать и объяснить многие явления. Они (инструменты) ещё могут быть несовершенными и не готовыми для серьёзных глубоких и фундаментальных исследований. На сегодняшний день нет ни одного серьёзного и фундаментального исследования подтверждающего или опровергающего существования Высшего разума, Бога. Но это может быть и следствием отсутствия методик и научных инструментов для таких исследования. Если мы не можем провести такие исследования — это не значить, что этого нет.

Недавно был участником одного разговора. Спрашиваю у мусульманина: «Почему вы не принимаете другие религии и философские учения? (например, Буддизм)» Ответ меня ошеломил. Оказывается, что, по его мнению, Буддисты — это люди, поклоняющиеся дереву… «Стоп, стоп, — сказал я, — там другая история была». В этой история (согласно дошедшим до нашего времени легендам) Будда, медитируя под деревом Бодхи, достиг состояние просветления. Получаем пример того, как незнание превращается в отрицание, ненависть и другие проявления нелюбви к ближнему и к Богу. Отсюда гордыня, возвышение себя, противопоставление себя окружающему миру. Здесь уместно сказать, что прежде чем что-то обсуждать — вооружитесь знаниями (хотя бы элементарными).

В истории очень много примеров проявление нелюбви как со стороны религиозных деятелей (инквизиции, гонения и т.д.), так и со стороны научных деятелей. И эта нелюбовь являлась следствием незнания, невежества и безграмотности. Правда, не стоит забывать, что приобретение различных компетенций, знаний тоже может привести к состоянию Я-О ‘Кей Ты — не О ‘Кей. Но это опять следствие невежества. Мудрый и знающий человек скажет, что «каждому овощу свой срок», каждый человек имеет право на развитие и в зависимости от степени своего развития обладает соответствующими знаниями. Любовь всем разумением своим к ближнему и к Богу проявляется

  • в принятии происходящих процессов в окружающем мире (и с собой, и с ближним),
  • в желаниях и стремлениях понять происходящее с вами, с ближними, с окружающим миром,
  • в желаниях и стремлениях, вооружившись знаниями, направить происходящие процессы в конструктивное русло, на развитие себя, ближних и окружающего мира.

Что касается любви к Богу и к ближнему всем сердцем и всею душею (не исправляю, так в оригинале), то понимание того, что все и всё имеет право на развитие и ошибки, поможет сформировать устойчивое чувство принятия процессов, происходящих с вами, с окружающими вас (ближними) и с окружающим миром. Кратковременные эмоциональные порывы не отравят сильно вашу эмоциональную сферу. Эмоции и чувства можно формировать и развивать (об этом в дальнейших наших темах). Нужно отметить, что познания без развития эмоций и чувств любви, радости, благодарности приведёт к состоянии «многие знания — многие скорби» и к злоупотреблениям знаний в своих собственных интересах. Все сферы личности взаимосвязаны между собой. И это в дальнейшем мы будем учитывать и обсуждать.

На этом я хочу приостановиться. Мне важно выявить интерес (есть ли он) читателей к подходам, в которых просматривается синтез науки, народного опыта, различных религиозных, философских и других, в том числе и эзотерических, мировоззрений и подходов. Если вы увидели взаимосвязь, то давайте вместе делиться этими наблюдениями, обмениваться опытом и вырабатывать целостное видение происходящих процессов как в отношении нас, так и в отношении процессов, происходящих с ближними и окружающим миром. Дальнейшие темы могут включать в себя и элементы из науки конфликтология, и знания из других направлений в современной психологии, если будет выявлена актуальность подобного подхода. Ну, а про истину и истинность различных мнений и подходов, хочу предложить вам следующую притчу.

Спор слепых о слоне.

Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

— Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его.

— Хорошая идея, — согласились другие. — Так мы сможем узнать, какой он, этот слон.

Итак, шесть мудрецов пошли «смотреть» слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперёд и назад.

— Это веер! Слон похож на веер! — воскликнул он.

Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал её. Она была круглой и могучей.

— М-м-м… это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! — воскликнул он.

— Вы оба не правы. — сказал третий. — Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на верёвку! — Этот мудрец нащупал хвост слона.

— Ну, нет! Слон похож на копьё! Да — круглый, да — тонкий, но не гибкий! — воскликнул четвёртый, который ощупывал бивни слона.

— Нет, нет, — закричал пятый, — слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая, — говорил тот, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец в руках держал хобот слона.

— Все вы не правы, — сказал он, — слон похож на змею.

— Нет, на верёвку!

— Нет, змею!

— Стену!

— Вы ошибаетесь!

— Я прав!

Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом ещё один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки, и верил он только себе.

В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие.

Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

Каждый из этих мудрецов говорил о своих субъективных познаниях. Все они были правы, и их опыт был истинен, но в отношении той субъективной реальности, с которой имелся опыт познания. Для целостного подхода необходимо синтезировать и объединить эти опыты и познания. Тогда и сложится, как мозаика, целостная картина происходящих процессов в отношении вас, в отношении окружающих вас (ближних) и в отношении окружающего мира. А для этого начнём учиться не отвергать свои познания и познания окружающих, а по возможности, будем учиться их синтезировать. Если мы чего-то не понимаем, это не значит, что этому не быть, что это ложно и не имеет право на существование. Это просто означает, что мы пока ещё не сведущи в этих вопросах (без оценок, ни хорошо и ни плохо). Мы просто на данный момент принимаем себя и других с данным набором познаний (проявляем подход, соответствующий первой и второй заповеди Христианства).

Давайте, разделяя обозначенный подход, вместе обмениваться взглядами, опытом, подходами, знаниями. Жду отзывов и комментарии.

Добавить комментарий