Это жизнь, и мы не можем изменить её правил, рано или поздно из нашей жизни уйдут наши спутники.

Данная статья состоит из информации, собранной из различных источников — Дж. Тейтельбаум, Ф. Василюк, Г. Уайтед. В ней рассматриваются стадии расставания с психологической точки зрения. Я считаю, что этой информацией должен владеть каждый, потому что расставания являются неизбежной частью нашей жизни. Иногда, после расставания, люди не понимают, что с ними происходит, и приносят себе и своим близким много горя и разрушения. Они могут ощущать своё положение безвыходным и безумным, но на самом деле это не так.

Осознание и понимание реакций нашей психики может помочь в принятии себя и своих чувств. Это важно для преодоления сложных ситуаций. Владея данной информацией, мы можем обрести способность поддерживать себя и просить помощи у других, когда это необходимо.

В данной статье приводятся описание примеров того, как обычно проходят стадии расставания. Эти стадии и состояния практически идентичны и при разрыве отношений, и при расставании с умершими. Здесь описаны крайние состояния для лучшего понимания данных процессов. Стадии горя могут проживаться более или менее интенсивно и даже меняться местами. Надеюсь, что данная информация вам будет полезна.

Я часто вижу, как люди, проживающие расставание, закрываются в себе и считают, что должны справляться с этим самостоятельно. Исходя из моего опыта, могу сказать, что часто такая позиция только усугубляет состояние человека и делает процесс расставания ещё более болезненным и долгим. Зачем и для чего так страдать?

Для здорового прохождения через фазы расставания очень важно говорить о своих чувствах и разделять эту боль с кем-то ещё. Это может быть родственник, друг, психолог и т.д. В таком состоянии может казаться, что всем безразличны ваши переживания, но это не так. На самом деле, всегда есть хотя бы один человек, способный вас выслушать и поддержать!

Процесс горевания в литературных источниках часто называют работой горя. Это и есть, по сути, большая внутренняя работа, огромный душевный труд по переработке трагических событий. Итак, горевание — это естественный процесс, необходимый для того, чтобы оплакать и отпустить потерю. Условно выделяют «нормальное» горевание и «патологическое».

Этапы нормального горевания

Для нормального горевания характерно развитие переживаний по нескольким стадиям с комплексом симптомов и реакций, характерных для каждой.

Картина острого горя схожа у разных людей. При нормальном течении горевания характерны периодические приступы физического страдания, спазмы в горле, припадки удушья с учащённым дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль.

Длится стадия острого горя около 4-х месяцев, условно включая в себя 4 из описанных ниже стадии. Продолжительность каждой стадии описать довольно сложно, в связи с их возможной взаимообратимостью на протяжении всей paбoты горя.

  1. Стадия шока.

Трагическое событие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстранённость от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным. Время в восприятии горюющего может ускоряться или останавливаться, пространство сужаться.

В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.

Наиболее выражены следующие черты: постоянные вздохи, жалобы на потерю силы и истощение, отсутствие аппетита. Могут наблюдаться некоторые изменения сознания — лёгкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции с другими («как они могут улыбаться, разговаривать, ходить в магазины, когда существует такая боль»).

Обычно комплекс шоковых реакций истолковывается как защитное отрицание факта произошедшего, предохраняющее горюющего от столкновения с утратой сразу во всём объёме.

  1. Стадия отрицания (поиска).

Характеризуется неверием в реальность потери. Человек убеждает себя и других в том, что «всё ещё изменится к лучшему», что «он/она скоро вернётся» и т.д.

Здесь характерно не отрицание самого факта потери, но отрицание факта постоянства потери.

В это время человеку бывает трудно удержать своё внимание во внешнем мире, реальность воспринимается как бы через прозрачную пелену, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия ушедшего: лицо в толпе, похожее на ушедшего человека, при звонке в дверь может мелькнуть мысль: это он/она. Такие видения вполне естественны, но пугают, принимаются за признаки надвигающегося безумия.

Сознание не допускает мысли о потери, оно сторонится боли, которая грозит разрушением, и не хочет верить в то, что собственная жизнь теперь тоже должна измениться. В этот период жизнь напоминает дурной сон, и человек отчаянно пытается «проснуться», чтобы убедиться в том, что всё осталось как прежде.

Отрицание — это естественный защитный механизм, поддерживающий иллюзию о том, что мир будет меняться, следуя за нашими «да» и «нет», а ещё лучше — оставаться неизменным. Но постепенно сознание начинает принимать реальность потери и боль — как будто до того пустое внутреннее пространство начинает заполняться эмоциями.

  1. Стадия агрессии.

Она выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим. В обвинениях себя, родных или знакомых и др.

Находясь на этой стадии столкновения с потерей, человек может угрожать «виновным» или, наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину за произошедшее.

Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших потере, доказательства, что он/она не сделал всего, что. Он/она обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей. Чувство вины может отягощаться ситуацией конфликта перед разрывом отношений.

Картину переживаний существенно дополняют различные реакции. Вот некоторые из возможных переживаний данного периода:

  • Изменения сна.
  • Панический страх.
  • Изменения аппетита, сопровождающиеся значительной потерей или приобретением веса.
  • Периоды необъяснимого плача.
  • Усталость и общая слабость.
  • Мышечный тремор.
  • Резкие смены настроения.
  • Неспособность сосредоточиться и/или вспомнить.
  • Изменения сексуальной потребности/активности.
  • Недостаточная мотивация.
  • Физические симптомы страдания.
  • Повышенная необходимость говорить об ушедшем человеке.
  • Сильное желание уединиться.
  • Либо наоборот погружение в постоянные встречи.
  • Трудоголизм как зищитный механизм, помогающий убежать от чувств.
  • Неспособность работать.
  • И т.д.

Спектр переживаемых в это время эмоций также достаточно широк. Человек остро переживает утрату и плохо контролирует себя. Однако какими непереносимыми ни были бы чувства вины, ощущения несправедливости и невозможности дальнейшего существования — всё это естественный процесс переживания утраты. Когда злость находит свой выход и интенсивность эмоций снижается, наступает следующая стадия.

  1. Стадия депрессии (страдания, дезорганизации).

Это время тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери. Именно на эту стадию приходится большая часть работы горя, потому что человек имеет возможность сквозь депрессию и боль искать смысл произошедшего. Есть возможность остановиться, погрузиться в себя и переосмыслить ценность собственной жизни. Постепенно отпускать отношения с ушедшим, прощая его/её и себя.

Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжёлых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом ушедшего и его/её идеализация — подчёркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках.

Память как нарочно прячет все неприятные моменты отношений, воспроизводя лишь самые замечательные, идеализируя ушедшего. Этот процесс усиливает болезненные переживания. Часто люди вдруг начинают думать, как на самом деле они были счастливы и насколько не ценили этого.

Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться.

Изменяется повседневная деятельность. Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной. Порой возникает бессознательное отождествление с ушедшим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.

В фазе острого горя, скорбящий обнаруживает, что тысячи и тысячи мелочей связаны в его жизни с человеком, который покинул его/её жизнь. «Он/она купил эту книгу», «ему/ей нравился этот вид из окна», «мы вместе смотрели этот фильм». Каждая из этих деталей увлекает сознание в «там-и-тогда», в глубину потока минувшего, и приходится пройти через боль, чтобы вернуться на поверхность.

Это чрезвычайно важный момент в продуктивном переживании горя. Наше восприятие другого человека, в особенности близкого, с которым нас соединяли многие жизненные связи, его/её образ, пропитано незавершёнными совместными делами, нереализованными замыслами, непрощёнными обидами, невыполненными обещаниями. В работе с этими связующими ниточками и заложен смысл работы горя по перестройке отношения к ушедшему.

Как это ни парадоксально, боль вызывается самим горюющим. Феноменологически в приступе острого горя не человек уходит от нас, а мы сами уходим от него, отрываемся от него или отталкиваем его от себя. И вот этот, своими руками производимый отрыв, этот собственный уход, это изгнание любимого: «Уходи, я хочу избавиться от тебя…» — и наблюдение за тем, как его образ действительно отдаляется, претворяется, и исчезает, и вызывают, собственно, душевную боль.

Боль острого горя — это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Бывшее раздвоенным бытие соединяется здесь памятью, восстанавливается связь времён, и постепенно исчезает боль.

Предыдущие стадии были связаны с сопротивлением, а сопутствующие им эмоции носили, в основном, разрушительный характер.

  1. Стадия принятия произошедшего.

В литературных источниках (см. Дж. Тейтельбаум и Ф. Василюк) эту стадию подразделяют на две:

  1. Стадия остаточных толчков и реорганизации.

На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, ушедший перестаёт быть главным средоточением жизни.

Переживание горя теперь протекает в виде сначала частых, а потом всё более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения. Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно восприниматься как ещё более острые. Поводом для них чаще него служат какие-то даты, традиционные события. «Новый год впервые без него/неё», «весна впервые без него/неё», «день рождения» или события повседневной жизни. «Обидели, некому пожаловаться», «на его/её имя пришло письмо».

Эта стадия, как правило, длится в течение года. За это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина расставания является последней датой в этом ряду. Может быть, именно поэтому большинство культур и религий отводят на любое расставание один год.

За этот период утрата постепенно выходит из жизни. Человеку приходится решать множество новых задач, связанных с материальными и социальными изменениями, и эти практические задачи переплетаются с самим переживанием. В этот период люди очень часто сверяют свои поступки с нравственными нормами ушедшего, с его/её ожиданиями, с тем, «что бы он/она сказал». Но постепенно появляется всё больше воспоминаний, освобождённых от боли, чувства вины, обиды и оставленности.

  1. Стадия «завершения».

Описываемое нами нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу. Продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно человек осуществляет работу горя, то есть выходит из состояния крайней зависимости от ушедшего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения.

Уход человека, который вызывал сильную враждебность, особенно враждебность, не находившую себе выхода, может вызывать сильную реакцию горя, в которой враждебные импульсы наиболее заметны. Это происходит, например, после отношений, в которых люди не могли по тем или иным причинам открыто выражать свои обиды и претензии друг другу.

Не редко, если уходит человек, игравший ключевую роль в некоторой социальной системе (в семье мужчина выполнял роли отца, кормильца, мужа, друга, защитника и др.), тогда его уход ведёт к дезинтеграции этой системы и к резким изменениям в жизни и социальном положении её членов. В этих случаях приспособление представляет собой очень трудную задачу.

Одним из самых больших препятствий при нормальной работе горя является часто неосознанное стремление горюющих избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, с ним связанных. В этих случаях происходит «застревание» на каком-либо из этапов, и возможно появление болезненных реакций горя.

Болезненные реакции горя

Болезненные реакции горя являются искажениями процесса «нормального» горевания.

Отсрочка реакции

Если тяжёлая утрата застаёт человека во время решения каких-то очень важных проблем, или, если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти или совсем не обнаружить своего горя в течение недели и даже значительно дольше. В крайних случаях эта отсрочка может длиться годы, о чём свидетельствуют случаи, когда людей, недавно перенёсших тяжёлую утрату, охватывает горе о людях, умерших или ушедших много лет назад.

Искажённые реакции

Могут проявляться как поверхностные проявления неразрешившейся реакции горя. Выделяются следующие виды таких реакций:

  1. Повышенная активность без чувства утраты, а скорее, с ощущением хорошего самочувствия и вкуса к жизни. Человек себя ведёт так, как будто ничего не произошло. Может проявляться в склонности к занятиям, близким к тому, чем в своё время занимался ушедший.
  2. Появление у горюющего симптомов последнего заболевания ушедшего.
  3. Психосоматические состояния, к которым относятся в первую очередь язвенные колиты, ревматические артриты и астма.
  4. Социальная изоляция, патологическое избегание общения с друзьями и родственниками.
  5. Яростная враждебность против определённых лиц. При резком выражении своих чувств, почти никогда не предпринимается никаких действий против обвиняемых.
  6. Скрытая враждебность. Чувства становятся как бы «одеревеневшими», а поведение формальным.

Из дневника: «…Я выполняю все мои социальные функции, но это похоже на игру: реально это меня не затрагивает. Я не способна испытать никакого тёплого чувства. Если бы у меня и были какие-нибудь чувства, то это была бы злость на всех».

  1. Утрата форм социальной активности. Человек не может решиться на какую-нибудь деятельность. Отсутствуют решительность и инициатива. Делаются только обычные повседневные дела, причём выполняются шаблонно и буквально по шагам, каждый из которых требует от человека больших усилий и лишён для него какого бы то ни было интереса.
  2. Социальная активность в ущерб собственному экономическому и социальному положению. Такие люди с неуместной щедростью раздаривают своё имущество, легко пускаются в финансовые авантюры и оказываются в результате без семьи, друзей, социального статуса или денег. Это растянутое самонаказание не связано с осознанным чувством вины.
  3. Ажитированная депрессия с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности, жёсткими самообвинениями и явной потребностью в наказании. Люди в этом состоянии могут совершать попытки самоубийства.

Вышеописанные болезненные реакции являются крайним выражением или искажением нормальных реакций.

Перетекая друг в друга по нарастающей, эти искажённые реакции существенно затягивают и отягощают горевание и последующее «выздоровление» горюющего. При адекватном и своевременном вмешательстве они поддаются коррекции и могут трансформироваться в нормальные реакции, а затем найти своё разрешение.

Задачи работы горя

Проходя по определённым стадиям переживания, горевание выполняет ряд задач (по Г. Уайтеду):

  1. Принять реальность потери, причём не только разумом, но и чувствами.
  2. Пережить боль потери. Боль высвобождается только через боль. Это значит, что непережитая боль потери рано или поздно всё равно проявится в каких-либо симптомах, в частности в психосоматических.
  3. Создать новую идентичность, то есть найти своё место в мире, в котором уже есть потери.
  4. Перенести энергию с потери на другие аспекты жизни. Во время горевания человек поглощён ушедшим. Ему кажется, что забыть о нём/ней или перестать скорбеть равносильно предательству. На самом деле возможность отпустить своё горе дарует человеку чувство обновления, духовного преображения, переживание связи с собственной жизнью.

Человек должен принять боль утраты. Он должен пересмотреть свои взаимоотношения с ушедшим и признать изменения своих собственных эмоциональных реакций.

Его боязнь сойти с ума, его страх перед неожиданными изменениями своих чувств, особенно появление резко возросшего чувства враждебности, всё это должно быть переработано. Он должен найти приемлемую форму своего дальнейшего отношения к ушедшему. Он должен выразить своё чувство вины и найти вокруг себя людей, с которых он мог бы брать пример в своём поведении.

Жизнь после потери

Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате переживания кризисных жизненных периодов, сопереживания душевным состояниям других людей.

Человек приходит к пониманию, что с уходом близкого собственная жизнь не полностью потеряла смысл. Она продолжает иметь свою ценность и остаётся такой же значимой и важной, несмотря на потерю. Человек может простить себя, отпустить обиду, принять ответственность за свою жизнь, мужество за её продолжение — происходит возвращение себе себя самого.

Даже самая тяжёлая потеря содержит в себе возможность. Принимая существование потери, страдания, горя в своей жизни, люди становятся способными более полно ощутить себя как неотъемлемую часть вселенной, более полно прожить свою собственную жизнь.

Добавить комментарий