Страх одиночества, страх отвержения и игнорирования основаны на более глубинном страхе небытия. Полагаю, страх небытия следует отделить от физического страха аннигиляции, уничтожения и смерти, считая его социальным и личностным. Это страх возникает, когда ты остаёшься незамеченным другим, невидим, переставая отражаться в глазах другого, словно в зеркале, тогда ты перестаёшь существовать для другого, в результате переставая существовать и для себя самого, теряешь основания, уверенность в своём бытии.

Человеку важно получить обратную связь в виде эмоционального отклика, живую реакцию, подтверждающую его право быть, то, что его поведение, мысли и чувства, слова и действия имеют право на существование, откликаются, подлинные.

В наше время, когда «всё понарушку», мира виртуальности, спецэффектов, рекламы, видимости и подмены, дефицит подлинного, искреннего только нарастает. Привычка ко всему подходить утилитарно и прагматично закрывает от нас смысл вещей, событий и отношений. Они попросту не проживаются, не переживаются, не осознаются, воспринимаются поверхностно и утилитарно, в результате чего осмысления действительности не происходит. Такая потребительская жизнь, когда другие люди воспринимают друг друга лишь как объекты для функционального использования приводит к примитивному, бессмысленному существованию и небытию индивидуальности в конечном итоге.

Да, мы умеем работать высокоэффективно, за короткий срок достигая поставленные цели из списка дел. Однако сама эта загруженность работой превращает нас в роботов, да и сам список наших дел и целей составлен другими (начальством, родителями, женой, детьми, обществом и т.д). Зачастую, возникает ощущение исчезновения из собственной жизни, растворения в бесконечном, нарастающем потоке дел. Ещё один перечёркнутый день календаря вычёркивает день человеческой жизни в движении к целям, которые кажется были обозначены задолго до нас, а мы просто попали в этот мир как в большую игру, как в колею, из которой не выбраться никак.

Кто-то бежит от этого страха небытия, ища спасение в любовной зависимости, кто-то — в алкогольной, другие — в занятиях йогой и медитациях, ожидая, когда снизойдёт просветление, практикуют «тонкое искусство пофигизма», многие пытаются превратить хобби, творчество (рисование, поделки, фотографирование и т.д) в доходный бизнес.

Мне видится выход:

  • в перестройке своего сознания;
  • в возвращении своему существованию подлинности, концептуальной осмысленности бытия, окружающей действительности и своего места в ней;
  • в ответах на вопросы: кто я такой, какова моя история, почему я здесь, как я связан с другими — и множества других вопросов, которые могут быть иными, отличными от перечисленных, ведь каждый человек уникален и сам определяет, что для него значимо в его жизни, а что нет.

Важным является бо’льшая связность и осмысленность своего бытия, переживание собственного существования, ощущение собственной силы и свободы.

Задать себе вопросы и ответить на них, разобраться в себе, избавиться от страха небытия, вернув подлинность собственного существования, даёт возможность психоанализ.

Добавить комментарий