Есть такое популярное утверждение у психологов — человеком правит бессознательное.

Где проходит черта между сознательным и бессознательным?

Этой проблемой занимаются мировые религии, философия и психология.

Духовные практики (буддизм, мистическое христианство, суфизм, шиваизм) занимаются бессознательным человека тысячи лет и успели создать разные подходы к этому вопросу.

Структура психики человека — это комплекс сознания и бессознательного.

Причём, как правило, у человека непрактикующего бессознательное значительно преобладает, что создаёт ему и другим массу проблем.

Бессознательное в человеческой психике — это некое виртуальное пространство ума, через которое личность воспринимает себя саму и внешнюю общую реальность.

Есть два вида виртуальности пространства ума: сознательная и бессознательная виртуальность.

Сознательная — это культура, математика, мифы, литература, философия. Бессознательная виртуальность — подавленные эмоции, травматический опыт, фиксированные идеи, вытесненные принятые решения, ошибки восприятия и шаблоны поведения.

Таким образом, это проблема не исключительно вопросов «духовного поиска», это прямая проблема качества повседневной жизни человека.

Бессознательные структуры человеческой психики обладают определённой автономией, способны оказывать сопротивление сознательным намерениям и проявляются когда захотят, т.к. не контролируются сознанием (это коррелирует с онтологией К. Юнга о бессознательном).

Пример бессознательных реакций — раздражение, агрессия, претензии, истерика, обида, любые компульсивные явления психики.

Пример бессознательных убеждений — надо выйти замуж (как навязчивая идея), надо быть скромным/правым/неудачником/достигателем (вопреки внешним обстоятельствам и всякой логике), много денег не заработать, мир опасен, быть жертвой, мужчины жестокие, а женщины недалёкие и т.д.

Эти фиксированные убеждения в бессознательном человек реализует в своей жизни, находясь не в состоянии анализировать свои мотивы, просчитывать результаты и предвидеть конфликты.

Человек не замечает, когда его реакциями, мыслями и действиями правит бессознательное. В этот момент его сознание не присутствует.

Осознанное состояние — это ясное, ничем не затуманенное и глубокое присутствие в здесь и сейчас, иногда говорят — Просветление, но, по сути, — это восприятие реальности и осознанные реакции в соответствии с текущим моментом.

Как в одной известной притче о двух монахах, которые на своём пути встретили красивую женщину. Женщина стояла возле реки и не могла её пересечь.

Течение реки было сильным, и у неё никак не получалось сделать это самостоятельно.

Тогда один из монахов без промедления и сомнений подошёл к женщине и перенёс на другой берег реки на своих руках.

Затем он молча вернулся к спутнику, и они продолжили свой путь. Так они шли какое-то время. Вдруг второй монах не выдержал и спросил:

— Мы же принесли обет не касаться женщины. Как ты мог посадить её себе на плечи!?

Другой монах серьёзно посмотрел на него и ответил:

— Я оставил женщину на берегу час назад, а ты, судя по всему, всё ещё несёшь её с собой.

Монах, который перенёс женщину, осознан, и это демонстрируют два момента: действия в соответствии с требованием реальности (вне убеждений и опыта) и присутствие в настоящем моменте (не удерживает женщину в уме в отличие его спутника).

Таким образом, цель духовной практики — преобладание осознанности человека над его автоматизмами, преобладание его Сознания над его бессознательным.

Рассмотрим с этой позиции основные виды духовных практик: созерцательные, энергетические, трансовые и аналитические.

К созерцательным духовным практикам относятся:

  • медитации с концентрацией — на дыхании, частях тела, внешних объектах, звуках, чакрах, тонких телах, визуализациях,
  • медитации без концентрации — на фиксировании всего происходящего во внешних и внутренних ощущениях,
  • медитация-самовопрошание Шри Рамана Махарши.

Задача созерцательных духовных практик в зависимости от сложности — от тренировки внимания человека для «удерживания» в сознательном состоянии до познания духовного плана.

Последнее, в большинстве случаев, возможно только после нескольких лет серьёзного посвящения жизни медитации под наблюдением опытного учителя.

Бессознательное напрямую здесь не рассматривается, происходит тренировка удерживания в сознании. Эта практика далеко не для всех возможна, т.к. поток мыслей человека просто не позволяет ему это воплотить.

Подытожим — напрямую с бессознательным не работает, ум не каждого человека способен осилить медитацию и отключить внутренний диалог, требуются многие годы практики, нужен опытный проводник, желательно оставить «мирскую» жизнь.

Это для достижения реальных результатов, а не 2 раза в неделю пытаться «не думать», лёжа в шавасане после занятий хатха-йогой.

Следующее, энергетические духовные практики — это направление внимания и намерений на чакры и тонкие оболочки человека. Часто они идут в комплексе с созерцательными практиками. Сюда относятся — рейки, разные виды йоги, энергетическое целительство. Это современная модификация эзотерических знаний. Может улучшать эмоциональный план, позитивно влияет на физическое здоровье. К осознанности не ведёт, за редким исключением закрытых школ старых традиций (например, школа Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, Гималайская академия йоги). В современной популяризированной интерпретации может умножать иллюзии человека и уводить его из здесь и сейчас, фиксируя внимание на тонкоплановых мирах.

В итоге, с бессознательным не работает и не подводит к осознанности, но улучшает эмоциональный план и здоровье.

Трансовые духовные практики — холотропное дыхание, аяуаска, триповые путешествия, шаманские мистерии, чтение мантр.

Цель трансовых практик — получить временное искусственное расширение сознания. Процесс этот неконтролируем и не имеет системы. Может прорабатывать бессознательное, но иногда фиксирует внимание на непереработанных массах психики. В этом случае человек начинает переживать деструктивные психические состояния в жизни, не понимая их источника и природы.

В результате, трансовые практики — способны дать временное «переживание» осознанности, на бессознательное направлены, но результат непредсказуем, бессистемен и может включать деструктивные состояния.

Это исключительно мой субъективный анализ духовных практик.

Все вышеуказанные практики могут быть системными и безопасными при совпадении ряда факторов: квалификация мастера, наличии техники безопасности, психофизических параметров адепта и т.д.

Оценка была сделана из личного опыта, общения с другими мастерами и их клиентами.

Наше сознание годами накапливало содержимое бессознательного, а коллективное сознание накапливало его тысячи лет.

Ключ к духовному возрождению лежит в проработке бессознательной части психики.

Тогда рост осознанности происходит естественным образом, человек освобождается от роботизированного мышления и поведения, начинает присутствовать и понимать жизнь.

Это снимает массу проблем обыденной жизни и ведёт к встрече со своим духовным началом.

Добавить комментарий