1. В учении Будды Шакьямуни предлагается обрести свободу (бодхичитту), осознав взаимозависимое возникновение-закон причин и следствий.
  2. Именно для этого и предлагается познать «Шуньяту», или по «русски» — пустоту, то есть осознать временность всех: объектов, субъектов, событий, явлений и цивилизаций, с целью «прикоснуться к нирване», к тому, что делает возможным все цивилизации и прочие явления.
  3. Жизнь только на основе животных инстинктов, трудно назвать «свободной». Животные живут (в основном) механистическими инстинктами: питание, выживание, размножение.
  4. Жить «Здесь и сейчас» невозможно, жизнь — это постоянное движение. Призыв жить здесь и сейчас — это указание к тому, чтобы не «блудить» в собственных абстракциях (иллюзиях), а видеть вещи такими, какие они есть.
  5. Концепция «иллюзорного Я» предназначена для того, чтобы увидеть, что между нирваной (Богом, Абсолютом) и живым существами нет строго определённых границ.
  6. Страдания возникают именно тогда, когда существо (человек) ограничивает себя абстрактными (иллюзорными) представлениями о своём отдельном постоянстве; принадлежности к какой-то отдельной цивилизации, нации и прочим явлениям.
  7. То, что названо «современной цивилизацией», в основном лишь набор искажённых представлений невежественных (ограниченных) людей, именно поэтому в земном мире так много страданий.

Двойственно о недвойственности, или четыре благородных истины с христианским уклоном

Истина первая. Есть страдание

«Всё есть страдание», — первая благородная «буддийская» истина.

«Негде сыну человеческому преклонить голову», — сказано в Библии.

«Дом ты свой строишь на песке», — дошедшие до нас слова Иисуса.

«Все представления о себе, как о чём-то отдельном от окружающего мира, есть иллюзия (Майя)» — это один из основных терминов индийской культуры.

Да, действительно, когда хватает ума глубоко задуматься, появляется понимание, что кругом океан страданий, многие бегут куда-то, и, добежав до очередной цели, видишь ещё три новых и бежишь, бежишь, бежишь…

Для многих из нас это выражается в поиске чего-то такого, что давало бы стабильную радость. Зачастую начинается это с наших родителей. Хотелось бы просто любить, и, чтобы тебя тоже просто так любили, но в этой «Майе» у родителей другая миссия. Им нужно научить тебя в ней ориентироваться, и они, совершенно добросовестно заблуждаясь, учат тебя и часто учат указаниями: «Ах, ты такой-сякой, нельзя вот так, а то проблем не избежать…». И ты словно, не помня другого, начинаешь просто верить.

На очередном этапе жизненного пути само по себе рождается понимание, что ведь действительно голову-то негде преклонить, всё меняется, нет ничего постоянного, и удовольствие обязательно сменяет боль. С детства словно недоумевал, как так, одни и те же условия, а ощущения разные. Например, помню несколько воскресных солнечный дней, где был счастлив, а вот в другое такое же воскресение, и солнце такое же, и окружение такое же, и даже мама блины такие же испекла, а вот счастья-то нет, так, блеклая радость.

Дальше — больше, начинаешь искать существо противоположного пола, которое бы всегда радовало, и если находишь, то ясно осознаёшь, что рано или поздно смерть тела разлучит с ним. Примерно также и со своим ребёнком, понимаешь, жалеешь его, словно хочешь за него прожить все его боли, но, с другой стороны, так же ясно осознаёшь, что всё не получится, в лучшем случае отложишь часть его страданий.

В конце этой погони все и всё становится таким без сущностным, что хочет просто уединиться в красивом месте и не делать ничего. Тут уж не далеко до алкоголизма, наркомании, отупения, деградации. Но где-то в глубине есть словно память о чистоте и свежести и о том, что это самое счастье, безусловно, есть…

Истина вторая. Причина страданий

Вот это самое чувство «Счастье есть» как будто заставляет искать общую причину страданий, тогда и возникает понимание, что причину нужно искать не во внешних событиях, а в себе самом. Тут начинаешь исследовать, что же тебя заставляет мучиться. В итоге осознаёшь, что твоя же собственная реакция на события тебя и мучает.

В индийской традиции есть такое понятие как «Васаны» — склонности ума. То есть твои скрытые глобальные потребности, которые проявляются в обыденности как желания или страхи. Всех нас куда-то тянет, у всех у нас есть какие-то концепции, представления о счастье и о том, как надо жить. Но вот не сбываются они на 100 процентов, а если и сбываются, то мгновенно образуются новые.

Вот здесь уже и зреет понимание того, что причина страданий в том, что:

  1. Ты считаешь себя кем-то, кто родился (хотя никто этого не помнит), и тем, кто может умереть (хотя никто не воскрес и не сказал — «умирать плохо»)!!!
  2. Этот кто-то должен чему-то твёрдо соответствовать и при этом ещё куда-то всё время спешить, а не выходит совсем, жизнь-то постоянно меняется!!!
  3. Тот, кем каждый из нас себя считает, всего лишь объект проекции других людей: если меня хвалят, я радуюсь, постоянно стараюсь соответствовать чужим ожиданиям и даже требую чьей-то похвалы (любви); если меня ругают, я либо пытаюсь насильственно исправить своё поведение в событийном потоке, либо загоняю в подсознание (диссоциирую, подавляю, отрицаю…), либо обороняюсь активно (спорю, ругаюсь, требую, дерусь…), а чаще всего в комплексе!!!

И зачастую только после этого зреет понимание, куда копать, где искать…

Истина третья. Прекращение страданий

И вот, осознав, что причина страданий живёт только в твоей голове, начинаешь смутно догадываться, что весь этот привычный мир с круглой землёй, материками, культурами, религиями, мамой, папой, ребёнком живёт только в виде твоих же представлений.

И сходны они с общепринятыми представлениями только потому, что, просыпаясь каждое утро, мы друг другу об этом напоминаем.

Поняв это, возникает следующий вопрос, кто же я на самом деле. Если сегодня я один, а завтра другой, кто из них я настоящий? Начинаешь искать самого себя и совсем не находишь!!! В том-то и парадокс… что нет какого-то твёрдого тебя, одна смотрелка, чувствовалка… Пожалуй, лучший пример отражающий — это глаз, который напрямую себя увидеть не может, но он словно знает, что он есть. Знает, пока есть иллюзия времени пространства. Что есть время? Такая же общепринятая единица, означающая лишь градацию промежутка между рождением (которого никто не помнит) и смертью (которую никто не знает, так как не воскресал), примерно то же самое и с пространством.

И самое главное — начинаешь видеть, что это самое «Я» (смотрелка, чувствовалка) у всех одинаковая… Что всё меняется, а «Я» — в виде чувства своего наличия или присутствия, всегда и у всех одинаково и словно неподвижно. Тут уже рождается счастье с понимаем, что всё совершенно и совсем это не страдание… И это вроде как все… но!!! Жизнь-иллюзия продолжается, и куда-то в ней ещё тянет, то есть Васаны не растворились… А, чтобы растворить, необходимо их пересмотреть, и те которые не отпадут реализовать, то есть воплотить и забыть, в обмен на ощущение блаженства от того, что всё, чего предрешено прожить в этом теле, прожито, «дивиденды» получены и поделены.

Истина четвёртая. Путь

Пути к реализации одного ну просто нет. Все мы разные, то есть набор «васан» разный, и по-разному их реализовываем.

Христианский путь, чувственный путь, путь общепринятой доброты, с отказом от себя с целью ощущения своего единства с богом. Как говорил Иисус: «Я» и отец мой (Бог) одно», — и, пожалуй, имел в виду, что ощущения Я (Я есмь) и есть Бог, а не то, что Бог является его отцом, привычным для человека образом.

Буддийский восьмеричный путь — путь познания с гармоничным уклоном, равномерная реализация всех направлений: от правильных воззрений до правильной концентрации.

Есть ещё Дзен и Адвайта, путь радикального отказа вообще от всего, кроме Я-чувства. Скорее всего, самый короткий, но чреватый летаргией и дальнейшей деградацией.

Жизнь есть процесс — процесс от блаженства в неведении, к блаженству осознанному. То есть есть только «Я», и не знаю ничего, кроме себя и блаженный в неведении. Дальше захотел узнать, и вот я какой то, чего-то узнаю. Сначала весело было, потом больно стало, всегда чему-то не соответствую… потом вообще невыносимо, всё меняется и рушится… потом блаженно, всё идёт именно так, как должно идти, с верой и любовью, делаю, что надо, и будь что будет… А в реальности блаженство, что знать некому, всё есть одно, проявляющее себя через все имена и формы.

Добавить комментарий