…Давайте рассмотрим взаимосвязь Индийского Классического Танцевального Искусства с целым рядом наук.

Начнём с истории, философии и религиоведения.

По мнению многих авторитетных учёных, искусство ИКТ возникло около 5000 лет назад и должно рассматриваться не только как культурный феномен, но и как уникальный, не имеющий аналогов синтез древней религии, философии и науки. Его создавали древние мудрецы — сиддхи, йогины, которые верили в то, что тело — это храм духа, и что физическая деятельность и чувства человека должны быть сконцентрированы на постижении «высшей реальности». Эстетика танца была тщательным образом и записана в древних трактатах: «Натья-шастра» (2 в.н.э.), «Абхинайя-дарпана» (13 в.н.э.). Они не только сохранились до наших дней, но и являются учебным пособием для современных танцоров.

Согласно «Натья-шастре», танец и музыка — это творения божественного, а театральное представление — священнодействие, подобное ведическому жертвоприношению. В Древней Индии считалось, что во время спектакля сами боги становятся зрителями, взирая с небес. А танцоры были медиумами, которые притягивали энергии пространства и совершали переход вместе со зрителями в некое метафизическое состояние постижения «запредельного». Вобрав в себя эстетические и философские идеи Вед, танец с древних времён был в Индии не только развлечением, но методом духовной трансформации, как исполнителя, так и зрителя, устанавливая взаимоотношения человека с высшими уровнями бытия.

С развитием храмового строительства, приблизительно с 6 в.н.э. танец стал использоваться в храмах как часть ритуала богослужения, и формируется институт храмовых танцовщиц — женщин, посвящённых храму, которых считали земными жёнами богов. Эта традиция прошла сложный, драматический путь развития. Она достигла расцвета в эпоху раннего Средневековья (прибл. 9–13 в.н.э.), затем медленно пришла в упадок. И только в 20 в. происходит возрождение ИКТ, которое вышло из храмов на сцену, перешагнуло границы самой Индии и сейчас является стремительно развивающимся сложнейшим видом мировой современной хореографии.

Богатейшая индийская мифология является неисчерпаемым кладезем сюжетом для танцевальных постановок.

Согласно легенде, один из трёх главных божеств индуистского пантеона — бог Шива — считается создателем танцевального искусства и покровителем всех танцоров. Отсюда одно из его имён — Натараджа (Владыка танца). Считается, что, танцуя, Шива приводит в движение материю, уничтожает всё старое во Вселенной, но одновременно с этим открывает новый цикл жизни. Т.о. могущественный бог созидания и разрушения предстаёт в образе космического творца как воплощение жизни и смерти, открывая людям «цель пути» — освобождение от земных иллюзий и достижение религиозного просветления, неся им идею о человеческом сердце как о центре Вселенной. В этом — сакральный смысл танца Шивы.

Знаменитая бронзовая статуэтка 12 в. изображает Шиву-Натараджу в образе танцующего человека с четырьмя руками, застывшего в грациозной, идеально сбалансированной позе. Танцуя, Натараджа попирает одной ногой покорённого демона-карлика Муялахана — символ человеческого эго, зла и невежества. Его левая верхняя рука, держащая огонь, символизирует функцию разрушения. Поднятая нога означает освобождение души от материальных привязанностей, от цикла перерождений. Рука, указывающая на ногу, говорит о пути спасения. Ладонью другой руки Натараджа обещает защиту всем своим подданным. Шива сопровождает свой танец ударами маленького барабанчика даммары, порождая священный изначальный звук «Ом» — основу творения Вселенной.

Эта скульптура отражает концепцию движения в пространстве и во времени, т.е. ритмическую пульсацию космоса. Кроме того, современные исследователи пришли к выводу, что эта фигура великолепной пластической красоты на самом деле — визуальная геометрическая диаграмма или янтра, отражающая энергетические вибрации божества и соответствующая определённой мантре (звуковому выражению тех же вибраций). Действительно, если мы соединим конечности этой фигуры прямыми линиями и продолжим их, то получим янтру Натамбара из древнего текста «Шилпапракаша». Доказано, что вся техника ИКТ построена на таких геометрических диаграммах.

Как же происходит достижение практикующими ИКТ идеальной формы позиций и движений

Рассмотрим одно из базовых движений Южно-Индийского танцевального стиля Бхаратанатьям — 7 НАТ.

Итак, перед вами чистой воды геометрия, или, точнее, стереометрия, поскольку речь идёт о положении тела в пространстве.

Далее, танцор должен хорошо знать арифметику, уметь считать, умножать и делить числа. Вы, наверное, обратили внимание на то, что упражнение выполнялось танцовщицами в трёх скоростях. Так вот, вторая скорость получается удвоением первой, а третья, в свою очередь, удвоением второй. И эти пропорции должны быть строго соблюдены. Также математический навык необходим танцорам ввиду сложности и постоянной изменчивости ритма в индийском классическом танце.

Если говорить о связи ИКТ с литературой, то в первую очередь следует упомянуть о великих индийских эпосах «Рамаяне» и «Махабхарате». Из этих произведений Мастера танца черпают сюжеты, как для отдельных произведений, так и для танцевальных пьес. Также в основе сюжетных танцев — поэзия на локальных индийских языках и на санскрите, как, например, знаменитая поэма придворного орисского поэта Джаядевы «Гита Говинда». На санскритологии мы должны остановиться чуть подробнее. Дело в том, что вся теория ИКТ представлена в древних трактатах на санскрите. Так, например, танцор должен знать на санскрите 8 положений глаз в ИКТ, 8 движений головы, 4 движения шеи, 28 названий жестов (мудр) для одной руки и 23 — для двух рук. Мало того, каждое из них может иметь в танцах от одного до нескольких десятков значений. Т.о. танцор должен знать около 500 терминов на санскрите. Сейчас танцовщицы представят вам зарифмованный на санскрите список значений мудры трипатака.

Теперь становится понятным, насколько практика ИКТ эффективно развивает память, координацию движений.

И следующий важный момент: ИКТ является диагностикой психо-эмоционального состояния человека. В процессе изучения этого искусства, концентрируя своё внимание на правильном исполнении сложнейшей техники телодвижений, человек теряет свои маски, которые он обычно носит, находясь в социуме. Обнажаются слабости и достоинства его характера, комплексы неполноценности и страхи. Есть одно хорошее изречение, что танцовщица должна быть красивая, как ангел, и убедительная, как дьявол. И я, как руководитель танцевального ансамбля, мечтаю о том, чтобы к нам приходили именно такие люди, которые счастливы, радуются жизни и хотят найти для выражения этой радости утончённую эстетичную форму и духовное содержание. Научившись танцевать и выйдя на сцену, они смогут поделиться своей энергией, радостью и счастьем со зрителями. И это главная цель исполнителя, а концертная деятельность — одна из основных наших задач. Но, нередко бывает, что к нам приходят заниматься люди с заниженной самооценкой, заторможенные, с огромным количеством страхов. В процессе занятий они учатся преодолевать всё это, развивают в себе волевые качества, заряжаются положительной энергией, открывают в себе сверх возможности, выполняя то, что раньше казалось невыполнимым. Именно здесь она находят себя, их жизнь приобретает особый экстаз и насыщенность. На это, конечно, понадобится немалое время, огромное терпение, усердие и любовь к предмету. Но когда танец становится отработанным до автоматизма и струится сам по себе, а мощный поток космической энергии течёт через тело танцора, то в этом полёте ощущает ни с чем несравнимое блаженство и удовлетворение.

Но иногда бывают и другие случаи, когда к нам приходят самоуверенные, с завышенной самооценкой люди, как правило, взрослые, достигшие каких-то высот в социуме, в профессиональной сфере. Они тут же сталкиваются с непривычной сложностью этого искусства, со сверхзадачами, и их эго разбивается вдребезги. И те, кто не может это принять и смириться, у нас долго не задерживаются.

И последний, самый важный момент, касающийся ИКТ и духовного развития человека. Помимо того, что ИКТ должен быть исполнен технически правильно и быть эмоционально ярким, он должен быть пропитан особым чувством, которое в Индии называют бхакти. Это чувство глубокой внутренней преданности своим истокам, благодарности и доверия Существованию, благоговения перед Жизнью, осознания того, что каждая человеческая душа — есть частица Бога. Без чувства бхакти ИКТ будет пустым.

Добавить комментарий