Если с голосом проблема, слух проверить важно в деле.

Знаете ли вы, что первым делом тестируют у поступающих в музыкальную школу, будь то желающие заниматься вокалом или обучаться игре на музыкальных инструментах? Конечно, в первую очередь у претендента проверяют музыкальный слух! А что перво-наперво тестирует логопед у детишек с проблемами речи? Безусловно, фонематический слух! И даже, если ненароком медведь прошёлся по чьим-то ушам, на сегодняшний день доказано, что эта неприятность успешно корректируется. Музыкальный и фонематический слух благополучно тренируется и развивается.

Но вот, приступая к работе над речевым голосом, подчас акустическому восприятию уделяется незаслуженно меньшее внимание, чем, скажем, психологическим блокам и зажимам. Такое отношению к акустическому восприятию, кстати, вообще характерно для культуры нашей страны. В России аудиалов гораздо меньше в сравнении с восточными странами, такими, как Япония и Китай, где в зависимости от изменения тона одного и того же слова полностью меняется его смысл, соответственно, и необходимость в повышенном внимании к развитию слуха здесь гораздо выше. А между тем, основная причина некоторых голосовых и речевых недостатков кроется в особенностях воспитания и развития аудиальной системы восприятия. (Разумеется, речь идёт о людях с физиологической нормой слуха.)

Рассмотрим, при каких проблемах с речевым голосом причина, возможно, кроется в неразвитости слуха, и при каких проблемах особенности слуха не причастны к недостатку речевого звучания.

Возможно! Причина в недостатках фонематического или некоторых разновидностях музыкального слуха:

  • Монотонность.
  • Проблемы с дикцией, артикуляцией.
  • Темпо-ритм речи (замедленный, ускоренный).
  • Проблемы с интонированием.
  • Недостаточно гибкий для того, чтобы выразить желаемую эмоцию, настроение.
  • Высота тона (голос слишком «тонкий» или слишком «грубый» голос).
  • Неточности звучания речи, неадекватность к тексту в соответствии с его смыслом.

Причина в психологических проблемах, недостатке знания о возможностях своего голоса, нетренированности голосового аппарата:

  • Сиплость, тусклость, вялость.
  • Инфантильный голос: фальцет, детский, капризный.
  • Неуверенный голос, человека не слушают.
  • Слабость голоса, не полётность.
  • Гнусавость голоса.
  • Хрипы, срывающийся голос.
  • Неприятие звучания собственного голоса.
  • Быстрая усталость, неприятные ощущения в речевом аппарате во время речи.
  • «Пропадает» в ответственный момент, глохнет или дрожит.
  • Авторитарный, агрессивный, резкий, подавляющий, зычный голос.

Я хочу поделиться с вами из своего опыта простым упражнением, которое можно использовать в качестве диагностики и развития своей аудиальной системы восприятия (ритмический слух, внутренний слух, интонационный слух, полифонический слух и др.).

На своём голосовом тренинге я предлагаю участникам короткий эпизод фильма, который ребята воспринимают, а вернее слушают с закрытыми глазами. Далее участникам нужно дать письменное описание эпизода в аудиальном формате, то есть через звуковой ряд, желательно художественным языком.

Вот пример результата такой работы. Три участника описывают один и тот же звукоряд:

«Стук каблуков, скрип открывающейся двери, и в этот момент раздаётся звук бьющегося стекла, за ним следует удар захлопнувшейся двери. Помещение заполняет звук ветра и дождя. «О, нет!» — говорит женщина.

Так описал один из десяти участников своё акустическое восприятие предложенного на слух эпизода. Автор текста — мужчина. Пришёл на тренинг с несколькими проблемами. Одна из которых — монотонность речи, причина которой, в частности, лежит в особенности слухового восприятия и наглядно прослеживается в изложенном им тексте.

Вот текст другой участницы этого диагностического упражнения. У девушки проблемы с мелодичностью и модуляцией голоса. (Она часто производит большие звуковые перепады по громкости вне соответствия со смыслом текста, перескакивает на высокий тон иногда с надрывами, что создаёт эффект неровной, истеричной речи.)

«Звонко застучали острые женские каблучки. Вот звук цокания туфель затих. Металлическая ручка двери скрипнула. Медленно закряхтела, открываясь дверь. Опять застучали каблуки. А потом вдруг раздалось множество звуков: очень громко, с резким ударом захлопнулась дверь, что-то грякнуло и разбилась стеклянная ваза. Небольшая пауза — тишина. Опять цокание каблуков. «О, нет!» — с ужасом проговорила женщина.

И, напоследок, третье видение, а вернее, слышание этого эпизода участником тренинга. Её проблемы не относятся к качеству её слуха. Девушка артистична, владеет широким голосовым диапазоном.

«Тихое, ровное тиканье часов. Это спокойное помещение. Слышен приглушённый шум дождя на улице. Вдалеке появился гулкий звук женских каблуков и эхо от них, наверное, это помещение большое, высокое и пустое. Женщина остановилась (нет звука каблуков). Заскрипела дверная ручка, и медленно с противным скрипом, вероятно, из-за древности постройки, стала открываться тяжёлая дверь. Более громкий и без эха звук каблуков, скорее всего, женщина вошла в обставленную комнату. Но тут, я думаю, из-за сквозняка резко открылась дверь окна и сбила, стоящий на подоконнике, стеклянный предмет, который с сильным грохотом разбился о жёсткий пол. Наверное, это не квартира, а какое-то казённое помещение. Дверь в комнату с сильным и резким грохотом захлопнулась, женщина резко вдохнула от испуга. В комнату ворвался порывистый ветер, стало сильнее слышно проливной дождь и очень далеко шум проезжающих машин, и чуть слышно лай маленькой собаки. Что-то заплюхалось, как будто тупые удары о разлитую воду. Женщина очень медленно подошла, судя по стуку каблуков. И с отчаяньем воскликнула: «О, нет!» Может, на окне стоял аквариум с рыбкой.

Прежде, чем я дам ключ к данному тесту, предлагаю вам пройти свой небольшой эксперимент. Очень полезно, если вы пройдёте этот тест одновременно с другим человеком или людьми. Прослушайте эпизод незнакомого вам фильма, без нагруженных диалогов. Или обратитесь к пространству, в котором вы находитесь — закройте глаза и в течение пяти минут фиксируйте все звуки в помещении или за его пределами, одновременно записывая исследуемый фрагмент временного наблюдения на диктофон, чтобы позже проверить свои записи (последовательность звуков, упущенные из поля вашего внимания звуки). Обязательно запишите свои звуковые наблюдения.

А теперь ключ к тесту:

  1. Продолжительность описания эпизода через звукоряд. Быстро или долго вы давали описание? Легко ли вам было подбирать слова для описания звуков или вызвало сильное затруднение? Как много в вашем арсенале слов — предекатов из аудиальной системы? Этот пункт говорит о том насколько вы осознаете мир звуков, насколько «заточено ваше акустическое восприятие и богат словарный запас словами — звуковыми впечатлениями.
  2. Насколько вы полно, объёмно дали описание в сравнении с оригиналом? Много ли вы упустили, не зафиксировали, не распознали звуков? Возможно, вы преувеличили, использовали гротеск при описании или, напротив, упростили, очень сильно сократили описание услышанного фрагмента? Это показатель вашего мелодического слуха, который обеспечивает целостное восприятие всего происходящего эпизода, составляющих его фрагментов, а не только отдельных звуков, пауз и интервалов. От этого пункта зависит насколько красочна, богата ваша речь в нюансах.
  3. Последовательность описания звукоряда. Его точность. Если при прослушивании вы убеждаетесь в том, что слышали этот звук, но забыли о нём — это сигнал обратить внимание на развитие вашего внутреннего слуха, а именно в данном случае слуховой памяти.
  4. Описание тихих и звонких, далёких и близких звуков, громких и тихих, а также распознавание одновременно звучащих голосов и звуков. Давать эмоциональное описание событий, голосов и звуков. Все эти умения или их отсутствие маркирует о степени развитости интонационного и полифонического слуха. Интонационный слух позволяет тонко воспринимать и различать эмоционально-смысловые аспекты говорящего человека, воспринимать яркость, выразительность, вариативность звучащей среды. Развитый полифонический слух даёт возможность воспринимать в общей звуковой ткани происходящего одновременное движение двух и более отдельных звуков, голосов.
  5. Различение медленных и быстрых, коротких и длинных звуков, их вариаций, чувствование интервалов, пауз. За эти способности отвечает ритмический слух. Это важный показатель способности воспринимать эмоциональную выразительность ритма и точно его воспроизводить.
  6. Описание фактуры звучащего предмета (к примеру, скрипнула старая деревянная дверь). Это способность фактурного слуха — воспринимать нюансы отделочной фактуры издающего звук объекта.
  7. Анализ и синтез (выстраивание на основе звукоряда, причинно-следственной связи происходящих событий, действий). Показатель развитого архитектонического слуха, то есть способность улавливать и устанавливать различные закономерности строения звучащего ряда с событийным на всех уровнях, составляющих физическое бытие.

Что получилось у вас? Что нового вы узнали о себе? Если ваши результаты вас не радуют, помните, что слух также, как мышцы, благополучно тренируется. Вы можете взять себе данное упражнение для расширение вашего аудиального канала, развитие разных параметров слуха и осознанного обогащения через мир звуков. И, конечно, ваш голос в след за слухом непременно обогатиться вашими приобретениями!

Добавить комментарий