«Не отвергайте незнаемое и необъяснимое, но постарайтесь незнаемое познать, а необъяснимое объяснить, ибо Боги помогают стремящимся к познанию Мудрости. Славянское мировоззрение охватывало Мир со всех сторон. Это Мир Яви, Нави и Прави».

Современная наука рассматривает только Мир Яви (мир видимый, материальный). Следовательно, люди получают неполный образ Мира.

Мир Нави — мир информационно полевых структур.

Правь — Истина, или принципы, по которым миры существуют и взаимодействуют между собой.

Человек, народ и раса есть главные объекты нападения в информационной войне. Без понимания принципов взаимодействия миров Нави и Яви в этой войне победить невозможно.

Тревожность, с которой мы не можем расстаться…

«Твоя проблема заключается в том, что у тебя все хорошо, но ты не понимаешь, что у тебя все в порядке, не радуешься этому, сам ищешь себе повод и причину для беспокойства. Думаешь о том, что произойдёт после экзаменов, что будет с тобой через несколько лет, кто будет заботиться о тебе в старости, что случится после твоей смерти, как будут жить твои дети, как распределишь своё наследство. Но скажи мне: разве это сейчас произойдёт? Если бы ты ощущал каждую секунду своей жизни как дар, который сейчас даёт тебе Господь, тогда бы ты беспокоился о каждой проблеме только один раз. Когда, спросишь ты? Тогда, когда возникнет проблема, конечно. А сейчас что ты делаешь? Постоянно переживаешь, а ведь волнующая тебя ситуация в конечном счёте может и не возникнуть.<…>

Тревога — это мучительное состояние, которое мы сами себе придумали, благодаря ей мы стареем раньше времени, терзаемся сами и терзаем других. Попробуй заставить свой ум работать, удержи своё воображение, это оно виновато во всех сценариях, которые ты придумываешь, рисуя в голове события, которые ещё не произошли».

Архимандрит Андрей (Конанос)

В работе «Космология духа»[2] Ильенков дал чёткий ответ на вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять энтропии во Вселенной и, жертвуя собой, осуществить возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию. Смерть мыслящего духа становится творческим актом рождения новой Вселенной и в ней — иных разумных существ. Книга Ильенкова о методе восхождения от абстрактного к конкретному в теоретическом мышлении[3] была закончена в середине 50-х. Как и «Космология духа», в полном объёме на русском языке книга увидела свет лишь много лет спустя после смерти автора. Урезанная более чем наполовину и с иным заглавием — «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса», — она была напечатана в 1960 году, годом позже в полном объёме издана на итальянском, а затем и на многих других языках мира. Суть развиваемого Ильенковым логического метода заключалась в том, как теоретическое мышление прослеживает процесс формирования предмета, начиная с простейшей, самой абстрактной формы его бытия и заканчивая наиболее развитыми и конкретными его формами. Энергию этому историческому процессу всегда сообщает особое противоречие, кроющееся в субстанции данного предмета. И всякая новая конкретная форма, принимаемая предметом, возникает в качестве средства разрешения этого противоречия, непосредственно в точке столкновения противоположных сторон, или «моментов» его субстанции. Истина есть не что иное, как разрешённое (не только в уме, но и в реальности — самой вещью в ходе её истории) противоречие, а диалектическая логика — это учение о методе конкретного разрешения реальных противоречий.

С конца 1950-х годов Ильенков принимал участие в проекте издания «Философской энциклопедии». Во время работы над вторым томом он курировал раздел диалектического материализма. В этом томе появились сразу семь его статей; в их числе была и знаменитая статья «Идеальное», которая вызвала оживлённую полемику, длящуюся уже без малого полвека. Категорию идеального — в разных её ипостасях: формы стоимости, личности и таланта, общественных идеалов и, конечно, в её собственно логической форме — Ильенков исследовал в течение всей своей жизни. Термином «идеальное» у Ильенкова обозначается отношение между по меньшей мере двумя разными вещами, одна из которых адекватно представляет сущность другой в форме человеческой деятельности. Чтобы выражение сущности вещи было идеально чистым, материалом для него должно стать природное тело какой-либо другой вещи. Вещь как бы вручает свою «душу» другой вещи, и та делается её символом. Так, дипломат символически представляет свою страну, деньги представляют стоимость всех товаров, а слова — значение разных вещей в культуре. Идеальное есть представление в ином и через иное, притом это всегда адекватное представление, и представление именно сущности вещей, а не каких-либо внешних черт, и всегда через деятельность. Идеальное не скрывается в черепной коробке, доказывал Ильенков. Его телом является не только мозг, но и любая созданная человеком для человека вещь. Мозг отдельного человека генерирует нечто идеальное лишь тогда, когда он начинает обслуживать потребности «неорганического тела» человечества — культуры. Сознание и воля возникают тут как формы ориентации в вещественном мире культуры; так же, как простая чувственность (пространственные образы, звуки, запахи и вкусы) служит для ориентации живого существа во внешнем природном мире. Итог своим исследованиям Ильенков подвёл в объёмистой рукописи «Диалектика идеального»[4]. Однако и эту рукопись автору не довелось увидеть напечатанной на родном языке (незадолго до смерти Ильенкова вышла сокращённая почти вдвое и «исправленная» редактором англоязычная версия работы).

Самоубийство 21 марта 1979 года, Ильенков, не выдержав затяжной депрессии, вызванной непониманием и критикой в официальных научных и партийных кругах, покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло сапожным ножом[5]. Похоронен на Новодевичьем кладбище[6].

Педагогическая деятельность. Ильенков написал ряд работ, в которых доказывал, что даже слепые и глухие от рождения могут со временем стать полноценными членами общества при надлежащем методе воспитания и обучения. Его (совместно с А.И. Мещеряковым) ученик, слепоглухой А.В. Суворов, сумел закончить психологический факультет МГУ и впоследствии защитить кандидатскую и докторскую диссертации. С 1991 года его учениками проводятся ежегодные Ильенковские чтения[7].

Основные работы

  • «К вопросу о природе мышления» (на материалах анализа немецкой классической диалектики). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук.
  • «Космология духа».
  • «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса».
  • «Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении».
  • «Об идолах и идеалах».
  • «Диалектика идеального».
  • «Учитесь мыслить смолоду».
  • «Философия и культура».
  • «Диалектическая логика. Очерки истории и теории».
  • «Школа должна учить мыслить».

«Космология духа» — сочинение выдающегося советского философа Э.В. Ильенкова (1924–1979). В этой работе философом был дан ответ на вопрос о смысле и цели существования во Вселенной разумных существ. Согласно гипотезе Ильенкова, матерью-природой им суждено противостоять энтропии и осуществлять возвращение умирающих миров к исходному, «огнеобразному» состоянию. Сам автор охарактеризовал свою работу как «Попытка установить в общих чертах объективную роль мыслящей материи в системе мирового взаимодействия (Философско-поэтическая фантасмагория, опирающаяся на принципы диалектического материализма)».

Добавить комментарий