Итак, когда мы делаем вид, что
руководствуемся трезвым рассудком, часто оказывается, что рассудок под видом
логически обоснованного выбора подсовывает удобную нам дезинформацию. Когда мы
руководствуемся нравственными ценностями, оказывается, что ценности наши очень
неустойчивы и каким-то образом тоже все время оказываются на нашей стороне.

Получается, оба наших способа отделить правильное от
неправильного дискредитированы. Интеллект слишком ловко орудует информацией и
способен доказать обоснованность любой из альтернатив. Мораль легко
подвергается толкованию и допускает достаточное количество оговорок, чтобы
оправдать любого грешника и осудить любого святого.

Проще говоря, единственное настоящее желание, которое у нас
есть — это, чтобы нам было хорошо, комфорт души и тела. И вот тут как раз и
происходит то столкновение, о котором мы говорим. Мы на все сто процентов
эгоисты, но поскольку наши внутренние напряжения помимо прочего связаны и с
тем, что мы нуждаемся в одобрении, нам приходится либо ставить свой эгоизм в
стойло, либо находить такое оправдание своему эгоизму, чтобы за него не
отвечать.

Детские представления о добре и зле — это целиком и
полностью отражение родительского безответственного эгоизма. Хорошо и правильно
только то, что хорошо и удобно родителям. Плохо и неправильно то, что плохо и
не удобно родителям. Вот и вся мораль. Ни один родитель не научит ребенка
какой-либо иной морали, чем той, что оправдывает его личный эгоизм.

А потом мы вырастаем и берем на вооружение тот же самый
прием. Перестать быть эгоистами мы не можем — это неизменная данность, но зато
мы теперь достаточно умны и хитры, чтобы начать прогибать мораль и логику под
свои собственные запросы и желания.

Еще раз для ясности. Итог работы этого механизма таков, что
все наши представления о добре и зле, о правильном и неправильном находятся на
службе нашего эгоизма. Добром мы считаем то, что позволяет и помогает нам
поддерживать свой комфорт и удобство. Злом мы нарекаем то, что нашему комфорту
и удобству мешает. То же самое и с логикой.

Источник:
https://1001.ru/authors/113

Добавить комментарий